Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Где была потсдамская конференция. ​Потсдамская конференция

Именно с этого события начинается отсчет нового этапа в истории человеческой цивилизации в целом и истории ХХ века в частности. Вслед за подведением итогов Второй мировой войны мир сделался биполярным и очень скоро стал ареной военного противостояния между двумя сверхдержавами - СССР и США.

Потсдамская конференция: причины, итоги, последствия

17 июля 1945 года члены т.н. Большой тройки - лидеры США, Великобритании и СССР - собрались в небольшом немецком городке Потсдам, чтобы подвести итоги своей победы в недавно закончившейся войне. Состав участников конференции изменился: 12 апреля 1945 года скончался президент США Рузвельт. Его теперь заменил Гарри Трумэн. Уже в ходе самой конференции Уинстон Черчилль, живой символ Великобритании времен войны, вынужден был подать в отставку - он проиграл выборы. Ему на смену приехал лидер лейбористов К.Эттли. И только оставался бессменным членом этого своеобразного «клуба».

Справедливости ради надо отметить, что победители уже исподволь готовились к грядущим схваткам между собой. Не случайно то обстоятельство, что Гарри Трумэн как бы невзначай сообщил Сталину об успешных испытаниях в США атомной бомбы, чем подхлестнул развитие советской атомной промышленности. Трумэн был удивлен, как спокойно Сталин отреагировал на эту новость, а тот уже знал всё из донесений разведки. Тем не менее, державы все еще оставались союзными, предстояла пусть и недолгая, но борьба с Японией.

Мир старались поделить в согласии между собой. Прежде всего нужно было определиться с побежденной Германией. Здесь великие державы придерживались принципа «четырех Д»: денацификация, демократизация, демонополизация, демилитаризация. Нацизм должен был быть выкорчеван из Германии. Лидеры нацисткой партии должны быть преданы суду международного трибунала. Действительно, в ноябре 1945 года, в Нюрнберге, стал работать такой международный трибунал, который 1 ноября 1946 года присудил ведущих лидеров нацистской партии к смертной казни и длительным срокам тюремного заключения. Десять из них были повешены.

Германская военная мощь никогда больше не должна была возродиться. Для этого германскую экономику и предполагалось децентрализовать, с ликвидацией крупных картелей, трестов, синдикатов. Германия должна была стать демократическим государством со свободными выборами. Не все эти решения были выполнены. Демократизация в Восточной Германии не состоялась - здесь условия диктовал Советский Союз. Демонополизация в западной части тоже не получилась - немецкая экономика оправилась от последствий войны.

Не только по поводу Германии шли беседы на Потсдамской конференции. Определялись контуры будущего мирового устройства. В июне 1945 года была создана Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности этой организации мог решать вопросы предотвращения войны и даже посылать воинские контингенты в те страны, где возникала угроза новой агрессии. Постоянными членами Совбеза ООН стали Советский Союз, США, Великобритания, Франция и Китай - страны-победители во Второй мировой войне. Они же получили возможность накладывать вето на некоторые решения, т.е. останавливать решения, опасные для судеб мира.

Однако победители принадлежали к разным военным лагерям и заранее прописывали новые правила игры. Еще один важный итог Потсдамской конференции заключался в том, что начинается деколонизация в мире. Разного рода расовые теории признаются неприличными в новых условиях. Мир стал сдвигаться в совершенно другом направлении, в сторону демократизации и прогресса. Отчасти стали реализовываться принципы социального равноправия.

  • Конференция завершилась 2 августа 1945 года - ровно за месяц до окончания самой Второй мировой войны и капитуляции Японии.

Советскую делегацию возглавлял И.В.Сталин, американскую – президент Г.Трумэн, английскую – премьер-министр Великобритании У.Черчилль, которого затем сменил К.Эттли. Конференция проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме и была призвана обсудить проблемы послевоенного устройства мира.

К этому времени Германия капитулировала. 2 мая прекратились боевые действия на южном направлении в Италии, 4 мая в штабе генерала Монтгомери, командовавшего британскими силами, был подписан документ о капитуляции германских войск в Северо-Западной Европе, 7 мая в штабе Эйзенхауэра в Реймсе была подписана капитуляция всех германских вооруженных сил. Аналогичный документ подписали маршал Г.К.Жуков и германский фельдмаршал Вильгельм Кейтель в ночь с 8 на 9 мая.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию. В свою очередь, советская сторона во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала такого же разрешения для бывших союзников Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызвало вопросы к советским представителям относительно выполнения СССР принятой в Ялте «Декларации об освобожденной Европе». Заключение мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были признать их, только убедившись в том, что они сформированы на принципах выборности. Советская сторона сослалась на состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.

Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную Европу и разрешит свободные выборы для всех партий, кроме фашистских. Черчилль вернулся к «процентной» дипломатии и пожаловался, что вместо 50 СССР получил в Югославии 99 процентов.

На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше . Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией. Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за исключением судов, необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.

Был достигнут и ряд других соглашений. Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах. На Потсдамской конференции впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. 24 июля в разговоре со Сталиным Трумэн походя упомянул, что у США появилось новое оружие необычайной разрушительной силы. Сталин ответил, что рад это слышать и надеется, что ему найдется применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте и торопил советских ученых в аналогичной разработке. К 1945 в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при британском участии), советский и немецкий. США первыми вышли на атомный рубеж.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация)

1. Мы, Президент Соединенных Штатов, Президент Национального Правительства Республики Китая и Премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну.

2. Огромные наземные, морские и воздушные силы Соединенных Штатов, Британской Империи и Китая, усиленные во много раз их войсками и воздушными флотами с Запада, изготовились для нанесения окончательных ударов по Японии. Эта военная мощь поддерживается и вдохновляется решимостью всех Союзных Наций вести войну против Японии до тех пор, пока она не прекратит свое сопротивление.

3. Результат бесплодного и бессмысленного сопротивления Германии мощи поднявшихся свободных народов мира с ужасной отчетливостью предстает как пример перед народом Японии. Могучие силы, которые теперь приближаются к Японии, неизмеримо больше тех, которые, будучи применены к сопротивляющимся нацистам, естественно, опустошили земли, разрушили промышленность и нарушили образ жизни всего германского народа. Полное применение нашей военной силы, подкрепленной нашей решимостью, будет означать неизбежное и окончательное уничтожение японских вооруженных сил, столь же неизбежное полное опустошение японской метрополии.

4. Пришло время для Японии решить, будет ли она по-прежнему находиться под властью тех упорных милитаристических советников, неразумные расчеты которых привели японскую империю на порог уничтожения, или пойдет она по пути, указываемому разумом.

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, – пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское Правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете, Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем Правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

«После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны.

Требование трех держав – Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая – от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией. Тем самым предложение Японского Правительства Советскому Союзу о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет всякую почву.

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к Заявлению союзных держав от 26 июля сего года.

Советское Правительство считает, что такая его политика является единственным средством, способным приблизить наступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому народу избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после ее отказа от безоговорочной капитуляции.

Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.

В самом начале Потсдамской конференции президент Трумэн предложил создать Совет министров иностранных дел пяти великих держав (включая Францию и Китай), который бы занимался мир-ными переговорами и вопросами территориального урегулирова-ния. Предложение было принято, заседа-ние Совета было назначено на 1 сентября в Лондоне.

Британский премьер-министр Чер-чилль утверждал: «С Германией покончено, хотя нам потребуется определённое время для расчистки свалки. Настоящая проблема сейчас — Россия, но я не могу заставить американцев понять это».

Решения Потсдамской конференции имели неоднозначные последствия. С одной сторо-ны, был произведён раздел сфер влияния между СССР и западными державами, с другой — конференция подвела черту под шестилет-ним периодом Второй мировой войны . Тем не менее, хотя анти-гитлеровская коалиция и доживала последние дни и уже обозна-чились скрытые трещины в отношениях между её участниками, в Потсдаме три державы смогли прийти к согласию по многим во-просам послевоенного устройства.

Потсдамская конференция

Состоялась с 17 и по 2 августа 1945 г. с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Здесь состоялась встреча держав - победительниц. Это была третья и последняя встреча «большой тройки» антигитлеровской коалиции. Первые две состоялись в конце 1943 года в Тегеране (Иран) и в начале 1945 года в Ялте (Советский Союз). 36 из 176 помещений дворца были отведены для проведения конференции. Делегации размещались не в Цецилиенхоф, а на виллах в Потсдаме - Бабельсберге. Рабочей комнатой американцев служил бывший салон кронпринца,а бывший кабинет кронпринца служил, являлся рабочей комнатой советской делегации.

В конференции участвовали главы правительств трёх государств - президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях), председатель Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли).

Итак, особенность Потсдамской конференции заключается в том, что, хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций и ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции, такая возможность была утрачена ещё до начала её работы. Двое из трех её участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись в Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение похоронить саму идею сотрудничать с Советским Союзом и шли по пути конфронтации с социалистической державой. Вопреки планам, разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу, направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых проблем. Они были озабочены приобретением «позиции силы», с которой могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю. Всё же на том этапе правительство Трумэна ещё не решалось открыто провозгласить свой новый курс и приняло участие в Потсдамской конференции. На то были свои причины: во-первых, открытый разрыв с СССР слишком шокировал бы тогда мировое общественное мнение, во-вторых, Вашингтон предвидел, что резкий поворот в политике США натолкнётся на сильное сопротивление внутри страны. Известно, что для согласия необходимо стремление к этому по крайней мере двух партнеров, для ссоры - достаточно воли одной стороны. Причём тот, кто поворачивает на дорогу конфронтации и войны, нуждается в соответствующих силовых средствах. Президент Трумэн и его окружение уповали на силу атомного оружия. Направляясь в Потсдам, американский президент с нетерпением ждал сообщения об испытании первой атомной бомбы. На борт крейсера "Августа", который вёз его через Атлантику, регулярно шли шифровки о ходе подготовки к испытанию в Нью-Мексико.

Делегации США и Великобритании прибыли 15 июля и накануне конференции Черчилль и Трумэн пораздельно посетили Берлин и осмотрели его развалины. Делегация СССР во главе со Сталиным прибыла в Берлин поездом 16 июля, где её встретил главнокомандующий группой советских оккупационных войск в Германии маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

17 июля в 12 часов состоялась беседа Сталина и Молотова с президентом США Трумэном и госсекретарём США Бирнсом. В качестве переводчика присутствовал В. Н. Павлов. Во время беседы Трумэн заявил Сталину, что «он рад познакомиться c генералиссимусом Сталиным и хотел бы установить с ним такие же дружественные отношения, какие у генералиссимуса Сталина были с президентом Рузвельтом. Он, Трумэн, уверен в необходимости этого, так как он считает, что судьба мира находится в руках трёх держав. Он хочет быть другом генералиссимуса Сталина. Он не дипломат и любит говорить прямо» Сталин ответил ему, что «со стороны Советского правительства имеется полная готовность идти вместе с США»

Решения конференции

По решению Потсдамской конференции Пруссия была ликвидирована как государственное образование. Восточная Пруссия была разделена между Советским Союзом и Польшей. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом(который был переименован в 1946 в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Калининградская областьРСФСР. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косы и городКлайпеда, была передана в 1950 году Литовской ССР.

Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося военного-торгового флота Германии, проблема репараций и судьба нацистских военных преступников. По репарациям решили, что каждая из сторон получит их из своей зоны оккупации, кроме того СССР был вынужден оказаться от германских авуаров и золота в зарубежных банках. Стороны определи принципы демилитаризации, денацификации Германии.

Были заново проведены северная и западная границы Польши по рекам Одеру и Нейсе. Согласно официальному протоколу конференции в Потсдамском соглашении выдвигалась цель сохранения единства Германии. Однако многие решения перестали действовать, страна была разделена, когда конфликт между Востоком и Западом привёл к расколу союзников.

На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.

В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренных 7 августа 1945 года с определенными оговорками Францией, не приглашенной на конференцию.

В официальном «Сообщении о Берлинской конференции трёх держав» от 2 августа об итогах конференции говорилось, что "Президент Трумэн, Генералиссимус Сталин и Премьер-Министр Эттли покидают эту конференцию, которая укрепила связи между тремя правительствами и расширила рамки их сотрудничества и понимания с новой уверенностью, что их Правительства и народы вместе с другими Объединёнными Нациями, обеспечат создание справедливого и прочного мира.

На конференции происходило немало острых споров по многим вопросам, но в целом в итоге дискуссии и обмена мнениями были приняты важные позитивные решения. Перечень документов, согласованных и утвержденных на Потсдамской конференции показывает, что был рассмотрен весьма широкий круг проблем, что предпринятые там решения могли иметь важное значение для развития всей международной обстановки. Был учрежден Совет министров иностранных дел; участники встречи согласовали политические и экономические принципы по обращению с Германией в начальный контрольный период; была достигнута договоренность о репарациях с Германии, о германском военно-морском и торговом флоте, передача и раздел которого должны были завершиться не позднее 15 февраля 1946 г., включая и те корабли, которые находятся в постройке и ремонте, о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района, о предании суду военных преступников. Были согласованы заявления об Австрии, Польше, Иране, Танжере, Черноморских проливах, о заключении мирных договоров, приёме новых членов в ООН, о подопечных территориях и т. д

Зарождение атомной эпохи в дипломатии

Во время заседаний Трумэн получил знаменитое известие о создании американского ядерного оружия: «Ребёнок родился» (англ. The baby is born ).

18 июля в 1 час 15 минут дня президент Трумэн прибыл на виллу Черчилля. Британский премьер пригласил его на ланч. Трумэн захватил с собой только что поступившую из Вашингтона телеграмму о результатах испытания атомной бомбы в Нью-Мексико. Ознакомив Черчилля с его содержанием, президент поднял вопрос о том, что и как следует сообщить по этому поводу Сталину.

Трумэн считал, что если ознакомить советских представителей с подробностями взрыва, то это лишь ускорит их вступление в войну против Японии, чего он вообще предпочел бы избежать. Оба западных лидера полагали, что поскольку больше нет нужды в советской помощи на Дальнем Востоке, то самое лучшее было бы вообще ничего русским не говорить. Но это в дальнейшем могло иметь отрицательные последствия. Вставал кардинальный вопрос: каким образом и что именно сказать Сталину. Взвесив различные возможности, собеседники пришли к тому, что лучше всего рассказать о бомбе невзначай, как бы мимоходом, когда Сталин будет отвлечен какими-то своими мыслями.

Западных лидеров особенно тревожило то, как бы Япония не объявила о капитуляции по советским дипломатическим каналам прежде, чем американцы успеют "выиграть" войну. Черчилль рассказал Трумэну о пробных шагах японцев, о чём Сталин сообщил накануне британскому премьеру. Суть этих шагов сводилась к тому, что Япония не может принять безоговорочной капитуляции, но готова согласиться на другие условия.

Черчилль предложил выложить требования о безоговорочной капитуляции каким-то иным способом, так, чтобы союзники получили в основном то, чего они добиваются, и в тоже время дали бы японцам какую-то возможность спасти свою военную честь. Трумэн, не задумываясь, отклонил это предложение. Он опасался, что в случае какой-то модификации требования о безоговорочной капитуляции Японии японцы сдадутся через посредничество Москвы и тогда победа может выскользнуть из американских рук.

Как видно из мемуаров Черчилля, весь этот разговор произвел на него неприятное впечатление. Он почувствовал решительность и агрессивность нового президента, который в условиях возросшей силы Соединённых Штатов хотел вести дела так, как будто наступил "американский век".

Черчилль предложил использовать совместно средства обороны, которые разбросаны пол всему миру. Великобритания сейчас меньшая держава, чем Соединённые Штаты, продолжал премьер-министр, но она может дать многое из того, что у нее ещё осталось от великих дней империи.

Трумэн насторожился: ему показалось, что Черчилль слишком уж быстро идёт на договоренность.

Трумэн рассчитывал, что США будут играть главную роль в Объединённых Нациях и во всём мире. И помочь ему в достижении этой цели должна была американская монополия на атомную бомбу.

Трумэну не терпелось дать понять советской стороне, что за козырь зажат у него в кулаке. Выждав несколько дней, он 24 июля сразу по окончании пленарного заседания, осуществил намеченный ранее план. Он ограничился замечанием самого общего характера. Трумэн подошел к Сталину и сообщил ему через переводчика Павлова, что Соединённые Штаты создали новое оружие необыкновенной разрушительной силы.

Вот как об этом вспоминал сам Трумэн: «Я непринуждённо заметил Сталину, что мы имеем новое оружие необычайной разрушительной силы. Русский премьер не проявил особого интереса. Он только сказал, что рад услышать это и надеется, что мы сможем «Хорошо использовать его против японцев»». Премьер Черчилль и государственный секретарь Бирнс находились в нескольких шагах и пристально наблюдали за реакцией Сталина. Он сохранил поразительное спокойствие. Трумэн, Черчилль и Бирнс пришли к заключению, что Сталин не понял значения только что услышанного.

Сталин не только понимал, о чём идёт разговор - у него была самая полная информация об американских опытах, которую добыли советские разведчики. Он уже давно занимался проблемой создания атомной бомбы. Перед отъездом в Берлин на встречу глав государств он прочитал очередное донесение ГРУ о ходе работ в этой области. Сталин приказал ознакомить с этими сведениями академика Курчатова. Сталин был широко осведомлён, вплоть до того, что он знал о сроках взрыва экспериментальной бомбы, которой Трумэн пытался его испугать: «Совершенно секретно. Бомба типа «Не» (High explosive). В июле месяце сего года ожидается производство первого взрыва атомной бомбы. Конструкция бомбы. Активным веществом этой бомбы является элемент-94 без применения урана-235. В центре шара из плутония весом 5 кг помещается так наз. инициатор - бериллиево-полониевый источник альфа-частиц. Корпус бомбы, в который помещается этот ВВ, имеет внутренний диаметр 140 см. Общий вес бомбы, включая пенталит, корпус и проч., - около 3 тонн. Ожидается, что сила взрыва бомбы будет равна по силе взрыва 5000 тон ТНТ (Коэффициент полезного действия 5-6 %). Запасы активного материала: а) Уран-235. На апрель с/г было 25 кг урана-235. Его добыча в настоящее время составляет 7,5 кг в месяц. б) Плутоний (элемент-94). В лагере-2 имеется 6,5 кг плутония. Получение его налажено, план добычи перевыполняется. Ориентировочно взрыв ожидается 10 июля с/г». На документе сделана пометка: «т. Курчатов ознакомлен. 2. 07. 45 г.».

Как замечал В. В. Карпов: "С появлением атомного оружия произошла подлинная революция в военном деле: менялись военные доктрины, разлетались в вдребезги несколько дней назад подписанные декларации о мирном сотрудничестве. Всё это превращалось в словесную шелуху. Уже после 24 июля, когда ещё произносились пылкие речи о послевоенном устройстве жизни в Европе, из Потсдама полетела в Штаты директива президента с требованием после 3 августа, как только позволят «погодные условия» 509 сводному авиаполку 20-й воз-душной армии «надлежит сбросить первую спецбомбу на одну из следующих целей: Хиросима, Кокура, Нигата, Нагасаки».

Сталин и проблема Хиросимы и Нагасаки

2 сентября 1945 года От Советского Союза акт о капитуляции Японии подписал генерал-лейтенант К. Н. Деревянко, уроженец Уманского района Черкасской области. В августе 1945 года Деревянко был назначен представителем Главного командования советских войск на Дальнем Востоке при штабе верховного командующего союзными войсками на Тихом океане американского генерала Дугласа Макартура. 27 августа он получил приказ о его переподчинении Ставке Верховного главнокомандования и наделении его полномочиями на подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японии от имени Советского Верховного главнокомандования.

30 августа вместе с Макартуром и представителями стран союзников Деревянко прибыл в Японию, а 2 сентября принял участие в церемонии подписания Акта о капитуляции Японии на борту американского крейсера «Миссури».

После этого Деревянко несколько раз посещал Хиросиму и Нагасаки. Генерал исходил вдоль и поперек радиоактивное пепелище, составил его детальное описание и сфотографировал увиденное. Подготовив подробный отчет, он вместе с альбомом фотографий представил его в Генштаб. Благодаря его исследованиям на месте, работы по изготовлению в СССР собственного атомного оружия значительно ускорились.

«Сталин попросил меня доложить о положении в послевоенной Японии и подробнее осветить вопросы отношения японцев к союзникам, состояния вооруженных сил Японии, особенно ее военно-морского флота, - вспоминал Деревянко. - Когда доклад был закончен, Сталин поинтересовался последствиями взрывов атомных бомб. К ответу я был готов, поскольку успел посетить пострадавшие города и видел всё своими глазами. Передал и альбом фотографий, на которых были запечатлены разрушения. На следующий день мне сообщили, что доклад в Политбюро одобрен и что моя работа в Японии получила положительную оценку».

В декабре 1945 г. Деревянко опять отправили в Токио. Из Японии генерал вернулся в Москву только в 1951 г., уже тяжело больным. Жить ему оставалось совсем недолго, он умер в 1954 году в пятидесятилетнем возрасте от рака, который развился вследствие получения крупной дозы радиации при посещении Хиросимы и Нагасаки.

Итоги конференции

Хотя Потсдамская конференция и решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Однако стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах. На Потсдамской конференции впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. Тем самым Потсдамская конференция стала первой международной конференцией атомной эпохи.

В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренные 7 августа 1945 г. с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию

В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к Холодной войне.

"БЕРЛИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРЁХ ДЕРЖАВ"

"Закончилась происходившая с 17 июля по 2 августа конференция глав правительств Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании. Работа конференции, принятые ею решения, достигнутые на ней соглашения направлены на закрепление исторической победы, одержанной над германским империализмом, на обеспечение прочного и справедливого мира.

Нынешняя встреча руководителей трех держав в Берлине - первая их встреча в послевоенный период в Европе.

Важнейшее значение для обеспечения прочного мира имеет достигнутое на Берлинской конференции соглашение о политических и экономических принципах координирования политики союзников в отношении побеждённой Германии в период союзного контроля. Целью этого соглашения "является выполнение Крымской декларации о Германии. Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире.

"Союзники - говорится в сообщении, - не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ. Союзники намереваются дать немецкому народу возможность подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе. Если собственные усилия германского народа будут беспрестанно направлены к достижению этой цели, то него будет возможность с течением времени занять место среди свободных и мирных народов мира".

В числе других вопросов, связанных с поражением Германии, был рассмотрен вопрос о городе Кенигберге и примыкающем к нему районе. Берлинская конференция определилоа свои позиции по польскому вопросу, урегулирование которого было предусмотрено решениями Крымской конференции трёх правительств, призванного обеспечить защиту интересов Польши и её правительства.

Конференция приняла решению по вопросу о заключении мирных договоров и допущении в Организацию Объединённых Наций.

Народы СССР уверены в том, что дальнейшее развитие международного сотрудничества на основе решений, принятых на конференции, будут служить делу мира между народами и всеобщей безопасности".


Великобритания Великобритания Результаты Декларация и Соглашение Последовательность
← Сан-Францисская конференция
Потсдамская конференция на Викискладе

Потсда́мская конференция (также Берлинская конференция ) - третья и последняя официальная встреча лидеров «большой тройки » - трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне : председателя Совета народных комиссаров СССР и председателя Государственного комитета обороны СССР И. В. Сталина , президента США Г. Трумэна и премьер-министра Великобритании У. Черчилля , состоявшаяся после победы над гитлеровской Германией и в преддверии военных действий против Японии для выработки послевоенной программы мира и безопасности в Европе и мире в целом. Потсдамская конференция проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года в непосредственной близости от Берлина , разрушенной столицы поверженной Германии, в городе Потсдаме во дворце Цецилиенхоф .

В повестку Потсдамской конференции в первую очередь вошли вопросы, относившиеся к побеждённой Германии: переустройство политической жизни немцев на миролюбивой и демократической основе, военно-экономическое разоружение страны и хотя бы частичное возмещение материального ущерба, нанесённого другим странам, а также наказание нацистских преступников, деятельность которых обернулась неисчислимыми бедствиями и страданиями человечества. На конференции в Потсдаме также обсуждались вопросы мирного урегулирования отношений со странами, воевавшими на стороне Германии - Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией. Участники конференции также обменялись мнениями по вопросу восстановления государственной самостоятельности Австрии, а также помощи в возрождении и развитии союзных стран Польши и Югославии .

Подготовительный этап

Первые две встречи «большой тройки» состоялись в конце 1943 года в Тегеране и в начале 1945 года в Ялте . Вопрос о необходимости новой встречи глав правительств СССР, США и Великобритании, которая получила условное название «Терминал» , начал обсуждаться вскоре после капитуляции гитлеровской Германии. По предложению И. В. Сталина встречу было решено устроить в окрестностях Берлина, по его мнению, это было удобно и политически правильно.

Для проведения конференции глав правительств трёх держав был выбран полностью сохранившийся дворец Цецилиенхоф , бывшая резиденция кронпринца Вильгельма . Круглый переговорный стол для заседаний в большом зале дворца был специально доставлен из СССР. Под служебную комнату для американской делегации был выделен салон кронпринца, в кабинете кронпринца находилась служебная комната советской делегации. Поблизости от дворца Цецилиенхоф в Нойбабельсберге также остались невредимыми многочисленные виллы, где можно было разместить все делегации. И. В. Сталин проживал в Потсдаме на вилле мехоторговца Пауля Герпиха, построенной по проекту шведского архитектора Альфреда Гренандера . Руководство американской делегации разместили в Потсдаме в особняке издателя Мюллер-Гроте, ныне известном как вилла Трумэна . У. Черчилль разместился на вилле берлинского банкира Франца Урбига, построенной по проекту архитектора Людвига Миса ван дер Роэ на современной Вирховштрассе .

У. Черчилль беспокоился по поводу сроков проведения встречи. Ему хотелось лично принять участие в этой встрече, но он не был уверен в победе партии консерваторов на предстоящих парламентских выборах в Великобритании 5 июля 1945 года, поэтому предлагал И. В. Сталину и Г. Трумэну собраться в середине июня. В телеграмме от 12 мая 1945 года он призывал президента США Г. Трумэна провести встречу, пока войска США занимают часть советской зоны оккупации Германии и англо-американские силы в Европе не будут ослаблены переброской контингентов на Дальний Восток . В свою очередь Г. Трумэн оттягивал встречу до того, как в США будет испытана атомная бомба , чтобы применить «атомную дипломатию » в переговорах с советской стороной. Окончательная дата созыва Потсдамской конференции - 15 июля была согласована на переговорах с Г. Гопкинсом в Москве в конце мая 1945 года, и У. Черчилль был вынужден согласиться. На случай поражения на выборах он в целях преемственности даже прибыл на Потсдамскую конференцию вместе с лидером Лейбористской партии К. Эттли , который 28 июля сменил проигравшего выбора У. Черчилля во главе британской делегации .

Делегации США и Великобритании прибыли в Германию 15 июля на аэродром Гатов . Британская делегация прибыла в Германию самолётом, а делегация США добиралась до побережья Франции на крейсере «Куинси», оттуда вылетела в Берлин на самолёте президента США «Священная корова». Накануне конференции У. Черчилль и Г. Трумэн по отдельности побывали в Берлине и осмотрели разрушенный город. Делегация СССР во главе со Сталиным прибыла в Берлин спецпоездом в полдень 16 июля, её встречал главнокомандующий группой советских оккупационных войск в Германии маршал Г. К. Жуков . Как известно из записи беседы лидеров СССР и США 17 июля 1945 года, И. В. Сталин объяснил задержку с прибытием на конференцию переговорами с китайцами.

Видео по теме

Ход переговоров

Делегации трёх держав-победительниц на Потсдамской конференции за круглым столом в Цецилиенхофе. 17 июля 1945

Потсдамская конференция открылась во дворце Цецилиенхоф в 17 часов 17 июля 1945 года. По словам У. Черчилля, для освещения встречи на высшем уровне в Берлин прибыло около 180 корреспондентов. Первые минуты встречи в Потсдаме были полностью отданы фотографам, запечатлевшим торжественный момент. Согласно заранее разработанному протоколу делегации одновременно вошли в зал переговоров с трёх сторон и заняли места за круглым столом, украшенным флагами трёх держав. В состав делегаций на Потсдамской конференции помимо глав правительств трёх стран входили министры иностранных дел: СССР - В. М. Молотов , США - Дж. Ф. Бирнс , Великобритании - до 25 июля Э. Иден , затем с 28 июля Э. Бевин и их заместители. В Потсдамской конференции также принимали участие послы СССР в США (А. А. Громыко) и в Великобритании (Ф. Т. Гусев), посол США в СССР (У. А. Гарриман), посол Великобритании в СССР (А. К. Керр), представители дипломатических учреждений, а также руководители военных ведомств, сопровождавшие глав правительств трёх стран, начальники штабов и их помощники .

Конференция в Потсдаме проходила в иной атмосфере, чем в Ялте. Главы правительств США и Великобритании держались менее дружелюбно. По свидетельству некоторых западных историков, американский президент Г. Трумэн вёл себя вызывающе . По предложению И. В. Сталина именно он был назначен председателем заседаний конференции. В своей речи на открытии конференции он сразу сконцентрировался на вопросах, интересовавших США, и лишь потом произнёс соответствующие протокольные фразы. Позднее в своих мемуарах Трумэн оправдывал такую дипломатическую неловкость тем, что не ожидал председательствовать на конференции и не мог сразу выразить своих чувств. Он находился под впечатлением от взрыва атомной бомбы , произведённого в Аламогордо 16 июля 1945 года.

Первое сообщение об испытаниях новой бомбы было передано президенту США в условной форме 16 июля 1945 года. Детальную информацию Г. Трумэн получил из подробной телеграммы 18 июля и затем из доставленного курьером 21 июля письменного доклада генерала Л. Гровса . Под строжайшим секретом об успешном испытании бомбы сообщили У. Черчиллю, который пришёл в неописуемый восторг от того, что у США и Великобритании «есть в руках средство, которое восстановит соотношение сил с Россией», и подстрекал американскую делегацию использовать информацию об испытании атомной бомбы в качестве аргумента на переговорах и занять как можно более жёсткую позицию. Г. Трумэн проинформировал И. В. Сталина об испытании нового оружия после пленарного заседания 24 июля, даже не произнеся слов «атомное оружие» или «ядерное оружие», и остался разочарован спокойной реакцией советского лидера, который не задал ни единого вопроса. По воспоминаниям Г. К. Жукова, обсуждая эту информацию от Г. Трумэна, И. В. Сталин и В. М. Молотов со смехом сошлись на том, что американцы «цену себе набивают» .

В рамках Потсдамской конференции было проведено всего тринадцать пленарных заседаний с перерывом на два дня ввиду парламентских выборов в Великобритании: девять встреч с участием У. Черчилля и ещё четыре встречи - с участием К. Эттли. По замечанию госсекретаря США Дж. Бирнса , замена У. Черчилля и Э. Идена К. Эттли и Э. Бевином не произвела ни малейших изменений в британской позиции по спорным вопросам по сравнению с началом Потсдамской конференции .

Решения Потсдамской конференции

И. В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль. Июль 1945

На повестке дня Потсдамской конференции в первую очередь стояли вопросы мирного послевоенного устройства Европы, в частности, о порядке подготовки мирных договоров с бывшими вражескими государствами. Для решения этих вопросов Потсдамская конференция с учётом некоторых поправок делегации СССР утвердила проект американской делегации об учреждении Совета министров иностранных дел (СМИД). В состав этого органа вошли главы внешнеполитических ведомств СССР, Великобритании, США, Франции и Китая - постоянных членов Совета Безопасности ООН . Первоочередной задачей, поставленной перед СМИД, стало составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Кроме того, на Совет была возложена подготовка документов по мирному урегулированию для Германии, которые примет правительство Германии после своего образования .

Решения по германской проблеме

К. Эттли, Г. Трумэн и И. В. Сталин. Июль 1945

Демилитаризация, демократизация и денацификация Германии

Германский вопрос занимал ключевое место в повестке Потсдамской конференции. На основе положений Ялтинской конференции и соглашений Европейской консультативной комиссии американская делегация представила проект документа о руководящих политических и экономических принципах в обращении с Германией. Во время Потсдамской конференции Европейская консультативная комиссия подготовила Соглашение о некоторых дополнительных требованиях к Германии. Основными принципами в отношении Германии предусматривалась провести важнейшие мероприятия по демилитаризации , демократизации и денацификации Германии. В Германии следовало произвести полное разоружение и ликвидацию всей промышленности, которая могла бы использоваться для военного производства, подготовить окончательную реконструкцию политической жизни в Германии на демократической основе и мирному сотрудничеству страны в международной жизни. После уничтожения военного потенциала и ликвидации монополистических объединений Германия должна была сфокусироваться на развитии сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления. С целью предотвращения всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды НСДАП , её филиалы и подконтрольные организации подлежали уничтожению, подконтрольные организации - роспуску, чтобы они не возродились ни в какой форме. В Сообщении трёх держав о конференции говорилось, что союзники в согласии друг с другом предпримут меры, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире .

Контрольный механизм в Германии

На заседании 30 июля 1945 года советская делегация внесла предложение по вопросу управления Рурской областью , извечной военно-промышленной базой германского милитаризма. СССР предлагал передать Рурскую промышленную область под совместный административный контроль СССР, США, Великобритании и Франции с тем, чтобы управление регионом осуществлял Союзный совет из представителей четырёх названных держав. Великобритания и США не согласились с этим предложением СССР, вопрос был передан на рассмотрение СМИД. В дальнейшем западные державы отказались установить четырёхсторонний контроль за Руром .

Репарации

В рамках Ялтинской конференции было достигнуто соглашение о том, что Германия обязана возместить в натуре ущерб, нанесённый в ходе войны союзным нациям. По предложению советского правительства тогда в качестве базы для обсуждения в межсоюзной комиссии по репарациям была принята общая сумма репараций в размере 20 млрд долларов США, причём 50 % от этой суммы полагалось Советскому Союзу. На Потсдамской конференции американская делегация изменила свою позицию по вопросу репараций и выступила против определения их конкретной суммы для каждого государства. Американцы предложили принять принцип взимания репараций по зонам с тем, чтобы каждое из четырёх оккупировавших Германию государств удовлетворяло свои репарационные претензии лишь из своей зоны. Великобритания на Потсдамской конференции воздержалась от каких-либо предложений по вопросу о репарациях, но фактически поддержала США. Среди союзников наибольший экономический урон война нанесла экономике СССР, а основные мощные экономические районы Германии находились на западе. С одной стороны, США и Великобритания не хотели укреплять экономику СССР, а с другой - не желали ослаблять военно-промышленный потенциал западных зон оккупации Германии .

Советская делегация согласилась с предложением о том, что репарации взимаются каждым правительством прежде всего в своей зоне оккупации, но потребовала поставок в счёт репараций оборудования из Западной Германии. Советская сторона на Потсдамской конференции указала, что американцы и британцы, временно находясь на территории советской зоны оккупации до её занятия советскими войсками, вывезли оттуда много оборудования, и вручила представителям США и Великобритании списки этого оборудования. Кроме того, советская сторона потребовала передать акции промышленных и транспортных предприятий, находившихся в западных зонах, на сумму в 500 млн долларов США, а также 30 % заграничных инвестиций Германии и 30 % германского золота, поступившего в распоряжение союзников. После острых дебатов в результате компромисса на Потсдамской конференции было подписано специальное соглашение о репарациях, развивавшее положения, принятые по этому вопросу в рамках Ялтинской конференции. Согласно этому документу, репарационные претензии СССР к Германии удовлетворялись изъятиями из советской зоны оккупации и из соответствующих вложений Германии за границей - в Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Восточной Австрии. Из западных зон оккупации СССР получал 15 % изымаемого в них промышленного капитального оборудования в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции из советской зоны, а 10 % такого оборудования предоставлялись СССР бесплатно .

Раздел военно-морского и торгового флотов Германии

Советская делегация внесла на обсуждение конференции вопрос о разделе германского флота, оказавшегося в распоряжении Великобритании. Стороны согласились о разделе в равных долях, но отложили его реализацию в интересах войны против Японии. По предложению У. Черчилля подводные лодки Германии подлежали уничтожению, за исключением новейших образцов. Для разработки рекомендаций относительно распределения судов торгового флота Германии была создана тройственная военно-морская комиссия .

Передача СССР района Кёнигсберга

Принципиальное согласие на передачу Советскому Союзу города Кёнигсберга и прилегающего к нему района для обеспечения безопасности СССР и европейской безопасности, выраженное Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем на Тегеранской конференции , Г. Трумэн и У. Черчилль подтвердили ещё раз в Потсдаме .

Список главных военных преступников

Советская делегация выразила поддержку британскому проекту по вопросу о главных военных преступниках, предусматривавшему предать их скорому суду, но потребовала перечислить их имена: Г. Геринг , Р. Гесс , И. Риббентроп , А. Розенберг , В. Кейтель и другие. По мнению И. В. Сталина, молчание союзников по этому вопросу можно было расценить как намерение спасти главных преступников, отыгравшись на мелких. По предложению СССР Потсдамская конференция приняла решение опубликовать первый список военных преступников не позднее 1 сентября 1945 года . Международный военный трибунал был учреждён 8 августа 1945 года .

Решения о Польше

Правительство Польши

Проект советской делегации по польскому вопросу был оглашён на втором заседании Потсдамской конференции. На основе решений Ялтинской конференции было образовано временное польское правительство национального единства, получившее дипломатическое признание со стороны США и Великобритании. В связи с этим советская сторона призвала союзников порвать всякие отношения с польским эмигрантским правительством Т. Арцишевского . Советский проект по Польше обязывал США и Великобританию оказать временному правительству Польши необходимое содействие в немедленной передаче всех фондов, ценностей и иного имущества, находившегося в распоряжении и под контролем польского правительства в изгнании , а также переподчинить польские военные силы, в том числе военно-морской и торговый флоты временному польскому правительству народного единства .

Американская и английская делегация настаивали на скорейшем проведении в Польше всеобщих выборов и предоставлении свободного доступа в Польшу представителям западных средств массовой информации. Западные делегации также стремились навязать временному правительству Польши финансовые обязательства эмигрантского правительства в отношении США и Великобритании. В ответ на последнее требование советский представитель заметил, что польский народ искупил своей кровью этот долг. После подробного обсуждения польского вопроса с учётом мнения приглашённых в Потсдам представителей временного правительства народного единства конференция приняла решение о роспуске польского правительства в изгнании и защите интересов временного польского правительства в отношении собственности польского государства на территории США и Великобритании. Долги польского правительства в изгнании перед США и Великобританией в решениях Потсдамской конференции по Польше более не упоминались .

Западная граница Польши

По смыслу соглашений по польскому вопросу, принятых на Ялтинской конференции, Польша должна была получить значительное приращение территории на севере и на западе, а по вопросу этих приращений будет запрошено мнение нового польского правительства. Временное правительство народного единства изложило своё мнение по вопросу польских границ в письме, направленном в адрес трёх держав-победительниц. Поддерживая польское правительство, советская делегация внесла на рассмотрение проект соглашения об установлении западной границы Польши по линии, идущей от Балтийского моря через Свинемюнде до Одера , включая Штеттин в состав Польши, далее вверх по течению Одера до устья Нейсе и затем по реке Западная Нейсе до чехословацкой границы. Поначалу США и Великобритания пытались уклониться от решения вопроса о западной границе Польши на Потсдамской конференции и отложить его до мирной конференции, приняв в Потсдаме решение лишь о некой временной линии. Г. Трумэн пытался увязать вопрос о западной границе Польши с репарациями и со снабжением всего германского населения продовольствием и углём из восточной части Германии по состоянию на 1937 год. У. Черчилль отвергал предложение советской делегации по западной границе Польши, выдвигая свою «теорию компенсации»: по его мнению, в Потсдаме Польша требовала для себя гораздо больше, чем отдавала на востоке. Под влиянием аргументов советской делегации и с учётом фактической ситуации после беседы с польской делегацией Г. Трумэн и У. Черчилль согласились принять окончательное решение о западной границе Польши на Потсдамской конференции, тем не менее, обусловив своё согласие на этом согласием СССР на предложение о репарациях с Германии и о допуске в ООН стран, воевавших на стороне Германии. Это решение Потсдамской конференции было реализовано в Згожелецком (Гёрлицком) договоре об обозначении установленной и существующей границы между ГДР и Польшей от 6 июля 1950 года. Варшавский договор 1970 года между ПНР и ФРГ 1970 года подтвердил нерушимость западной границы Польши .

Заключение мирных договоров и допуск в ООН

На Потсдамской конференции союзники обсудили политику в отношении европейских стран, воевавших на стороне Германии, но затем порвавших с ней и внёсших свой вклад в дело разгрома фашизма. Делегация США при поддержке британских представителей предприняла дипломатическую атаку на народно-демократический строй в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, интересы которых защищал СССР.

Американская делегация представила меморандум о выполнении в Болгарии, Венгрии, Румынии и Финляндии положений Ялтинской декларации об освобождённой Европе, требовавший немедленной реорганизации правительств Болгарии и Румынии по причине отсутствия в их составах представителей «всех значительных демократических групп». Дипломатическое признание Болгарии и Румынии, по мнению американцев, могло последовать только после образования в этих странах временных правительств, за которым должны были последовать свободные и беспристрастные выборы. Одновременно американцы представили на утверждение конференции документ противоположного содержания в отношении Италии, находившейся под контролем США и Великобритании, в котором предлагалось прекратить действие условий капитуляции Италии, предоставить ей промежуточный статус между условиями капитуляции и будущим мирным договором, признать вклад Италии в дело поражения Германии и поддержать её вступление в ООН. Советская делегация указала на политику двойных стандартов в отношении освобождённых стран со стороны западных союзников. И. В. Сталин согласился со вступлением Италии в ООН, но одновременно установить дипломатические отношения с другими упомянутыми в дискуссии странами. В принятом по этому вопросу соглашении Совету министров иностранных дел была поручена подготовка мирных договоров с освобождёнными странами, после заключения которых им будет оказана поддержка во вступлении в ООН. По предложению британской делегации было принято решение поддержать просьбы о принятии в ООН государств, сохранявших нейтралитет во время войны. По предложению советской делегации стороны конференции не поддержали просьбу о приёме в ООН франкистской Испании, государства, созданного при поддержке держав «оси» .

Решения по другим вопросам, касающимся освобождённых народов

Австрия

В Австрии СССР предлагал восстановить независимое государство, распространив компетенции образованного в конце апреля 1945 года временного правительства Карла Реннера на всю её территорию. Западные делегации отказались принять такое решение, связав признание правительства Реннера с необходимостью ознакомиться с положением в стране после ввода в неё своих войск. По соглашению союзников от 9 августа 1945 года, подготовленному Европейской консультативной комиссией , в Австрии, занятой четырьмя державами-победительницами , вводился в действие союзнический контрольный механизм и были образованы четыре зоны оккупации, а Вена была разделена на четыре сектора .

Сирия и Ливан

Советское правительство стремилось оказать поддержку Сирии и Ливану в скорейшем освобождении их территорий от оккупации британскими и французскими войсками, вступившими туда для изгнания войск Виши . По обращению правительства Сирии к СССР с просьбой вмешаться И. В. Сталин на Потсдамской конференции запросил соответствующую информацию о сроках вывода войск из этого района после выполнения военной задачи. У. Черчилль был вынужден заявить, что Великобритания не имеет «ни намерения, ни желания получить какие-либо преимущества в этих странах». Советская делегация не настаивала на дальнейшем обсуждении этого вопроса в Потсдаме, тем не менее, впоследствии по просьбе Сирии и Ливана вопрос о выводе с их территорий оккупационных войск Франции и Великобритании был поставлен на рассмотрение Совета Безопасности ООН , и иностранные войска были вынуждены прекратить оккупацию .

Опекаемые территории

Советская делегация предложила обсудить вопрос о некоторых территориях, которые согласно Уставу ООН подпадали под международную опеку, - об итальянских колониях и подмандатных территориях. Глава правительства СССР заявил о желании СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме фашистских государств, участвовать в управлении этими территориями. США и Великобритания, использовавшие систему опеки для сохранения колониальной зависимости подопечных территорий, не приняли советское предложение и передали вопрос на рассмотрение СМИД .

Югославия, Триест и Истрия, Греция

Британская делегация внесла на рассмотрение конференции документ, указывавший югославскому правительству Тито на невыполнение им решений Ялтинской конференции по Югославии, так называемого «соглашения Тито -Шубашича ». У. Черчилль обвинял правительство Югославии в недемократических методах управления страной. Глава советской делегации предложил пригласить и Тито, и Шубашича в Потсдам и заслушать на конференции югославских представителей, но западные делегации с этим предложением не согласились. Одновременно советская делегация внесла на рассмотрение документ, осуждавший невыполнение США и Великобританией соглашения с Югославией от 9 июня 1945 года об установлении временной военной администрации в Триесте и Истрии, где по заявлению югославского правительства продолжали действовать итало-фашистские законы и администрация. Кроме того, советская делегация внесла документ о необходимости устранения ненормального положения в Греции, созданного в результате вмешательства Великобритании. В результате этих дипломатических действий министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин предложил отказаться от рассмотрения на Потсдамской конференции всех трёх спорных предложений .

Навигация по внутренним водным путям в Европе и беспрепятственный проход через черноморские проливы

Американская делегация предложила проект свободной и неограниченной навигации по всем международным внутренним водным путям, регулируемой международными органами, в которых будут представлены все заинтересованные государства. Это предложение касалось в первую очередь придунайских стран, где был установлен народной демократии. Советская делегация посчитала такое предложение очередной попыткой Запада вмешаться во внутренние дела освобождённых народов Европы и отказалась рассматривать это предложение, поскольку оно не было изначально включено в повестку конференции .

Американская делегация при поддержке британцев также выдвинула предложение о пересмотре положений конвенции Монтрё 1936 года с тем, чтобы

Лучшие статьи по теме