Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Функция Scanf C: описание.

Как хорошо когда все данные даны, и ничего вводить не надо. Но, поверьте мне, так практически не бывает. Вспомните школу, когда вы измеряли определенные вещи, а потом полученные значения вставляли в нужные формулы.

scanf

В языке Си кроме функции вывода printf, существует так же функция scanf для ввода. Вот функцию scanf мы щас и рассмотрим подробнее:

int i;
scanf("%d", &i);

Вроде очень похоже на функцию printf. Так же есть в двойных кавычках спецификатор формата , но разница как раз находится во второй части функции. Обратили внимание на появление знака (&)? Так вот этот знак означает взятие адреса. Щас объясню для чего это нужно.

Мы должны записывать введенное значение не куда-то там, а именно по адресу, по которому находится наша переменная. Т.е. без знака (&) наше введенное значение попадет во все места, кроме того что нам нужно. Поэтому всегда, когда вам нужно вводить значения с клавиатуры, ставьте перед переменной знак взятия адреса (&).

Спецификаторы формата

Ну теперь пробежимся по спецификаторам формата :
  1. %d - прочитать целое число
  2. int i;
    scanf ("%d", &i);

  3. %o - прочитать восьмеричное число
  4. int i;
    scanf ("%o", &i);

  5. %x - прочитать шестнадцатеричное число
  6. int i;
    scanf ("%x", &i);

  7. %e(%f) - прочитать вещественное число
  8. float t;
    scanf ("%f", &t);

  9. %с - прочитать символ
  10. char ch;
    scanf ("%c", &ch);

  11. %s - прочитать строку
  12. char *str;;
    scanf ("%s", str);

    Пока не вникайте в работу со строками. Почему нету знака взятия адреса? Эту тему мы рассмотрим чуть позднее.

Операции сравнения

В компьютер изначально заложена булева логика, т.е. все построено на 0 и 1. Если не понимаете о чем речь, то пересмотрите фильм Матрица, где каждая зеленая заставка как раз состояла из этих двух магических цифр.

Конечно, 0 и 1 это хорошо, но нам нужен логический смысл, поэтому в логических операциях 0 - это FALSE, а 1 - это TRUE. Эти понятия TRUE и FALSE тесно связанны с операциями сравнения . Для начала приведем всевозможные операции сравнения:

В принципе, самая распространенная ошибка, которую делают новички - это путают операцию присваивания (=) с операцией сравнения (==). Это абсолютно разные вещи. Но у всех на первых порах кодирования возникают ошибки именно на этой почве, поэтому будьте внимательнее.

Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Вернёмся к последнему листингу прошлого шага:

Листинг 1.

#include int main(void) { int a, b, res; a = 10; b = 7; res = a + b; printf("%d + %d = %d\n", a, b, res); return 0; }

Основная задача этого шага научиться получить данные от пользователя.

Для этого можно использовать функцию scanf . Она, так же как и функция printf , описана в заголовочном файле stdio.h . Т.к. он у нас уже подключен в первой строке, то мы можем свободно использовать функцию scanf в своей программе.

Рис.1. Общий синтаксис функции scanf.

В двойных кавычках указывается спецификатор формата. В зависимости от того в какую переменную мы собираемся сохранять введенное значение, необходимо использовать соответствующий спецификатор формата.

Основные спецификаторы формата:

%d - целые числа
%f - вещественное число типа float
%lf - вещественное число типа double (обозначение lf от long float)
%c - символ

Обратите внимание, что в функции scanf для типов float и double используются различные спецификаторы формата.

После формат-строки нужно указать адрес переменной, в которую нужно сохранить данные. Чтобы указать адрес переменной достаточно перед её именем записать знак & (амперсанд), как на рисунке выше.

Напишем, наконец-таки, программу сложения двух чисел.

Листинг 2.

#include int main(void) { int a, b, res; scanf("%d", &a); // считываем целое значение в переменную a scanf("%d", &b); // считываем целое значение в переменную b res = a + b; printf("%d + %d = %d\n", a, b, res); return 0; }

Скомпилируйте и запустите эту программу. После того, как программа запущена она будет ждать пока вы введёте данные. Мы с вами знаем какие данные нужно вводить, т.к. мы писали эту программу. Для других пользователей, которые код программы не увидят, хорошо бы вывести на экран подсказку, какие данные нужно ввести. Посмотрите как это реализовано в следующем примере.

Эта программа будет полезна тем, кто следит за своим здоровьем. Данная программа подсчитывает уроверь базового обмена веществ по формуле Миффлина-Сан Жеора исходя из данных, которые вы введёте (возраст, рост и вес).

Листинг 3.

#include int main(void){ int age, height, weight; double bov_m, bov_f; printf("Vash vozrast?(god)\n"); scanf("%d", &age); // считываем целое значение в переменную age printf("Vash rost?(cm)\n"); scanf("%d", &height); // считываем значение в переменную height printf("Vash ves?(kg)\n"); scanf("%d", &weight); // считываем значение в переменную weight bov_m = 10*weight + 6.25*height - 5*age + 5; bov_f = 10*weight + 6.25*height - 5*age - 161; printf("| BMR |\n"); printf("| male | female |\n"); printf("|%8.2f|%8.2f|\n",bov_m, bov_f); return 0; }

На самом деле, функция scanf – функция форматного ввода. Она устроена чуть ли не сложнее, чем printf . Но рассказывать новичку об особенностях её работы значит понапрасну грузить его лишней информацией. На данном этапе вам будет достаточно и этих знаний, а когда появится необходимость использовать что-то большее, вы с этим сможете сами разобраться. А может и я в каком-нибудь уроке расскажу.

Стандартная библиотека C/C++ включает ряд функций для чтения и записи на консоли (клавиатура и монитор). Эти функции читают и пишут данные как простой поток символов.

Понятие потока (stream), использованное в программировании, тесно связано с обычным, бытовым пониманием этого слова. Поток ввода можно сравнить с трубой, по которой вода (информация) поступает в бассейн (память компьютера), поток вывода - с трубой, по которой вода выходит из бассейна. Важной особенностью этой трубы является то, что в каждый момент времени данные могут двигаться только в одном направлении. Даже если одна и та же труба используется для ввода и вывода, это не может происходить одновременно: для переключения направления потока его нужно остановить, выполнить некие действия и лишь затем направить поток в обратном направлении. Другой особенностью потока является то, что он почти никогда не иссякает. Иногда он высыхает, но этот период не может быть долгим, если система функционирует нормально.

Функция стандартного вывода printf()

Функция printf() является функцией стандартного вывода. С помощью этой функции можно вывести на экран монитора строку символов, число, значение переменной...

Функция printf() имеет прототип в файле stdio.h
int printf(char *управляющая строка, ...);

В случае успеха функция printf() возвращает число выведенных символов.

Управляющая строка содержит два типа информации: символы, которые непосредственно выводятся на экран, и спецификаторы формата, определяющие, как выводить аргументы.

Функция printf() это функция форматированного вывода. Это означает, что в параметрах функции необходимо указать формат данных, которые будут выводиться. Формат данных указывается спецификаторами формата. Спецификатор формата начинается с символа % за которым следует код формата.

Спецификаторы формата:

символ
%d целое десятичное число
%i целое десятичное число
%e десятичное число в виде x.xx e+xx
%E десятичное число в виде x.xx E+xx
%f
%F десятичное число с плавающей запятой xx.xxxx
%g %f или %e, что короче
%G %F или %E, что короче
%o восьмеричное число
%s строка символов
%u беззнаковое десятичное число
%x шестнадцатеричное число
%X шестнадцатеричное число
%% символ %
%p указатель
%n указатель

Кроме того, к командам формата могут быть применены модификаторы l и h.

%ld печать long int
%hu печать short unsigned
%Lf печать long double

В спецификаторе формата, после символа % может быть указана точность (число цифр после запятой). Точность задаётся следующим образом: %.n<код формата>. Где n - число цифр после запятой, а <код формата> - один из кодов приведённых выше.

Например, если у нас есть переменная x=10.3563 типа float и мы хотим вывести её значение с точностью до 3-х цифр после запятой, то мы должны написать:

printf("Переменная x = %.3f",x);

Результат:
Переменная x = 10.356

Вы также можете указать минимальную ширину поля отводимого для печати. Если строка или число больше указанной ширины поля, то строка или число печатается полностью.

Например, если вы напишите:

printf("%5d",20);

то результат будет следующим:
20

Обратите внимание на то, что число 20 напечаталось не с самого начала строки. Если вы хотите чтобы неиспользованные места поля заполнялись нулями, то нужно поставить перед шириной поля символ 0.

Например:

printf("%05d",20);

Результат:
00020

Кроме спецификаторов формата данных в управляющей строке могут находиться управляющие символы:

\b BS, забой
\f Новая страница, перевод страницы
\n Новая строка, перевод строки
\r Возврат каретки
\t Горизонтальная табуляция
\v Вертикальная табуляция
\" Двойная кавычка
\" Апостроф
\\ Обратная косая черта
\0 Нулевой символ, нулевой байт
\a Сигнал
\N Восьмеричная константа
\xN Шестнадцатеричная константа
\? Знак вопроса

Чаще всего вы будете использовать символ \n. С помощью этого управляющего символа вы сможете переходить на новую строку. Посмотрите примеры программ и вы всё поймёте.

Примеры программ.

/* Пример 1 */
#include

void main(void)
{
int a,b,c; // Объявление переменных a,b,c
a=5;
b=6;
c=9;
printf("a=%d, b=%d, c=%d",a,b,c);
}

Результат работы программы:
a=5, b=6, c=9

/* Пример 2 */
#include

void main(void)
{
float x,y,z;

X=10.5;
y=130.67;
z=54;

Printf("Координаты объекта: x:%.2f, y:%.2f, z:%.2f", x, y, z);
}

Результат работы программы:
Координаты объекта: x:10.50, y:130.67, z:54.00

/* Пример 3 */
#include

void main()
{
int x;

X=5;
printf("x=%d", x*2);
}

Результат работы программы:
x=10

/* Пример 4 */
#include

void main(void)
{
printf("\"Текст в кавычках\"");
printf("\nСодержание кислорода: 100%%");
}

Результат работы программы:
"Текст в кавычках"
Содержание кислорода: 100%

/* Пример 5 */
#include

void main(void)
{
int a;

A=11; // 11 в десятичной равно b в шестнадцатеричной
printf("a-dec=%d, a-hex=%X",a,a);
}

Результат работы программы:
a-dec=11, a-hex=b

/* Пример 6 */
#include

void main(void)
{
char ch1,ch2,ch3;

Ch1="A";
ch2="B";
ch3="C";

Printf("%c%c%c",ch1,ch2,ch3);
}

Результат работы программы:
ABC

/* Пример 7 */
#include

void main(void)
{
char *str="Моя строка.";

Printf("Это %s",str);
}

Результат работы программы:
Это Моя строка.

/* Пример 8 */
#include

void main(void)
{
printf("Здравствуйте!\n"); // После печати будет переход на новую строку - \n
printf("Меня зовут Павел."); // Это будет напечатано на новой строке
}

Результат работы программы:
Здравствуйте!
Меня зовут Павел.

Функция стандартного ввода scanf()

Функция scanf() - функция форматированного ввода. С её помощью вы можете вводить данные со стандартного устройства ввода (клавиатуры). Вводимыми данными могут быть целые числа, числа с плавающей запятой, символы, строки и указатели.

Функция scanf() имеет следующий прототип в файле stdio.h:
int scanf(char *управляющая строка);

Функция возвращает число переменных которым было присвоено значение.

Управляющая строка содержит три вида символов: спецификаторы формата, пробелы и другие символы. Спецификаторы формата начинаются с символа %.

Спецификаторы формата:

При вводе строки с помощью функции scanf() (спецификатор формата %s), строка вводиться до первого пробела!! т.е. если вы вводите строку "Привет мир!" с использованием функции scanf()


scanf("%s",str);

то после ввода результирующая строка, которая будет храниться в массиве str будет состоять из одного слова "Привет". ФУНКЦИЯ ВВОДИТ СТРОКУ ДО ПЕРВОГО ПРОБЕЛА! Если вы хотите вводить строки с пробелами, то используйте функцию

char *gets(char *buf);

С помощью функции gets() вы сможете вводить полноценные строки. Функция gets() читает символы с клавиатуры до появления символа новой строки (\n). Сам символ новой строки появляется, когда вы нажимаете клавишу enter. Функция возвращает указатель на buf. buf - буфер (память) для вводимой строки.

Хотя gets() не входит в тему этой статьи, но всё же давайте напишем пример программы, которая позволяет ввести целую строку с клавиатуры и вывести её на экран.

#include

void main(void)
{
char buffer; // массив (буфер) для вводимой строки

Gets(buffer); // вводим строку и нажимаем enter
printf("%s",buffer); // вывод введённой строки на экран
}

Ещё одно важное замечание! Для ввода данных с помощью функции scanf(), ей в качестве параметров нужно передавать адреса переменных, а не сами переменные. Чтобы получить адрес переменной, нужно поставить перед именем переменной знак &(амперсанд). Знак & означает взятие адреса.

Что значит адрес? Попробую объяснить. В программе у нас есть переменная. Переменная хранит своё значение в памяти компьютера. Так вот адрес, который мы получаем с помощью & это адрес в памяти компьютера где храниться значение переменной.

Давайте рассмотрим пример программы, который показывает нам как использовать &

#include

void main(void)
{
int x;

Printf("Введите переменную x:");
scanf("%d",&x);
printf("Переменная x=%d",x);
}

Теперь давайте вернёмся к управляющей строке функции scanf(). Ещё раз:

int scanf(char *управляющая строка);

Символ пробела в управляющей строке дает команду пропустить один или более пробелов в потоке ввода. Кроме пробела может восприниматься символ табуляции или новой строки. Ненулевой символ указывает на чтение и отбрасывание этого символа.

Разделителями между двумя вводимыми числами являются символы пробела, табуляции или новой строки. Знак * после % и перед кодом формата (спецификатором формата) дает команду прочитать данные указанного типа, но не присваивать это значение.

Например:

scanf("%d%*c%d",&i,&j);

при вводе 50+20 присвоит переменной i значение 50, переменной j - значение 20, а символ + будет прочитан и проигнорирован.

В команде формата может быть указана наибольшая ширина поля, которая подлежит считыванию.

Например:

scanf("%5s",str);

указывает необходимость прочитать из потока ввода первые 5 символов. При вводе 1234567890ABC массив str будет содержать только 12345, остальные символы будут проигнорированы. Разделители: пробел, символ табуляции и символ новой строки - при вводе символа воспринимаются, как и все другие символы.

Если в управляющей строке встречаются какие-либо другие символы, то они предназначаются для того, чтобы определить и пропустить соответствующий символ. Поток символов 10plus20 оператором

scanf("%dplus%d",&x,&y);

присвоит переменной x значение 10, переменной y - значение 20, а символы plus пропустит, так как они встретились в управляющей строке.

Одной из мощных особенностей функции scanf() является возможность задания множества поиска (scanset). Множество поиска определяет набор символов, с которыми будут сравниваться читаемые функцией scanf() символы. Функция scanf() читает символы до тех пор, пока они встречаются в множестве поиска. Как только символ, который введен, не встретился в множестве поиска, функция scanf() переходит к следующему спецификатору формата. Множество поиска определяется списком символов, заключённых в квадратные скобки. Перед открывающей скобкой ставиться знак %. Давайте рассмотрим это на примере.

#include

void main(void)
{
char str1, str2;
scanf("%%s", str1, str2);
printf("\n%s\n%s",str1,str2);
}
Введём набор символов:
12345abcdefg456

На экране программа выдаст:
12345
abcdefg456

При задании множества поиска можно также использовать символ "дефис" для задания промежутков, а также максимальную ширину поля ввода.

scanf("%10", str1);

Можно также определить символы, которые не входят в множество поиска. Перед первым из этих символов ставиться знак ^. Множество символов различает строчные и прописные буквы.

Напомню, что при использовании функции scanf(), ей в качестве параметров нужно передавать адреса переменных. Выше был написан код:

char str; // массив на 80 символов
scanf("%s",str);

Обратите внимание на то, что перед str не стоит символ &. Это сделано потому, что str является массивом, а имя массива - str является указателем на первый элемент массива. Поэтому знак & не ставиться. Мы уже передаем функции scanf() адрес. Ну проще говоря str это адрес в памяти компьютера где будет храниться значение первого элемента массива.

Примеры программ.

Пример 1.
Эта программа выводит на экран запрос "Сколько вам лет?:" и ждёт ввода данных. Если, например, ввести число 20, то программа выведет строку "Вам 20 лет.". При вызове функции scanf(), перед переменной age мы поставили знак &, так как функции scanf() нужны адреса переменных. Функция scanf() запишет введённое значение по указанному адресу. В нашем случае введённое значение 20 будет записано по адресу переменной age.

/* Пример 1 */

#include

void main(void)
{
int age;

Printf("\nСколько вам лет?:");
scanf("%d",&age);
printf("Вам %d лет.", age);
}

Пример 2.
Программа калькулятор. Этот калькулятор может только складывать числа. При вводе 100+34 программа выдаст результат: 100+34=134.

/* Пример 2 */

#include

void main(void)
{
int x, y;

Printf("\nКалькулятор:");
scanf("%d+%d", &x, &y);
printf("\n%d+%d=%d", x, y, x+y);
}

Пример 3.
Этот пример показывает как установить ширину поля считывания. В нашем примере ширина поля равна пяти символам. Если вы введёте строку с большим количеством символов, то все символы после 5-го будут отброшены. Обратите внимание на вызов функции scanf(). Знак & не стоит перед именем массива name так как имя массива name является адресом первого элемента массива.

/* Пример 3 */

#include

void main(void)
{
char name;

Printf("\nВведите ваш логин (не более 5 символов):");
scanf("%5s", name);
printf("\nВы ввели %s", name);
}

Пример 4.
Последний пример в этой статье показывает как можно использовать множество поиска. После запуска программы введите число от 2 до 5.

/* Пример 4 */

#include

void main(void)
{
char bal;

Printf("Ваша оценка 2,3,4,5:");
scanf("%", &bal);
printf("\nОценка %c", bal);
}

Функция scanf() является процедурой ввода общего назначения, считывающей данные из пото­ка stdin. Она может считывать данные всех базовых типов и автоматически конвертировать их в нужный внутренний формат. Если бы printf() выполняла ввод, а не вывод, ее можно было бы назвать аналогом scanf().

Управляющая строка, на которую указывает format, состоит из символов трех типов:

  • Спецификаторы формата
  • Специальные символы
  • Прочие символы (не специальные)

Спецификаторы формата следуют за символом процент и сообщают scanf(), данные какого типа будут считаны следующими. Коды спецификаторов приведены в таблице.

Табпица: Коды форматов для scanf()
Код Значение
Считать один символ
%d
%i Считать десятичное число целого типа
%f Считать число с плавающей запятой
%g Считать число с плавающей запятой
Считать восьмеричное число
%s Считать строку
Считать шестнадцатиричное число
Считать указатель
%n Принимает целое значение, равное количеству считанных до текущего момента символов
%u Считывает беззнаковое целое
% Просматривает набор символов
%% Считывает символ %

Например, %s считывает строку, a %d считывает переменную целого типа.

Строка формата считывается слева направо, при этом устанавливается соответствие между ко­дами формата и аргументами из списка аргументов.

Специальные символы в управляющей строке заставляют scanf() пропускать один или больше специальных символов во входном потоке. Специальные символы - это пробел, табуляция или новая строка. Один специальный символ в управляющей строке заставляет scanf() считывать, не запоминая, любое количество (включая нуль) идущих подряд специальных символов из входного потока, пока не встретится символ, не являющийся специальным символом.

Наличие обычного символа заставляет scanf() считать и отбросить соответствующий символ. Например, "%d,%d" заставляет scanf() считать целое число, считать и отбросить запятую и затем считать еще одно целое число. Если указанный символ не обнаружен во входном потоке, scanf() останавливается.

Все переменные, используемые для приема значений с помощью функции scanf(), должны отыс­киваться по их адресам. Это значит, что все аргументы функции должны быть указателями на переменные. Таким образом, С создает возможность передачи по ссылке, и это позволяет функ­ции изменять содержимое аргумента.

Scanf("%d", &count);

Строки считываются в массивы символов, и имя массива, без всякого указателя, является адре­сом первого элемента массива. Поэтому, чтобы считать строку в массив символов address, можно использовать команду

Scanf("%s", address);

В этом случае имя address уже является указателем и не нуждается в префиксе &.

Элементы вводимых данных должны разделяться пробелами, знаками табуляции или новой строки.
Знаки пунктуации, такие как запятая, точка с запятой и т.п., не считаются разделителями. Это значит, что для оператора

Scanf("%d%d", &r, &с);

Последовательность 10 20 будет воспринята, а последовательность 10,20 - нет. Спецификаторы формата scanf() расположены в том же порядке, что и переменные в списке аргументов, которым присваиваются значения принимаемых переменных.

Знак *, помещенный после % и перед спецификатором формата, считывает данные указанного типа, но подавляет их присваивание. Таким образом, код

Scanf ("%d%*c%d", &х, &у);

При вводе последовательности 10/20 присваивает значение 10 переменной х, отбрасывает символ / и присваивает значение 20 переменной у.

Командами форматирования может задаваться модификатор максимальной ширины поля. Он представляет собой целое число, которое помещается между знаком % и спецификатором фор­мата. Он ограничивает количество считываемых символов для любого поля. Например, если не­обходимо считать не больше, чем 20 символов в массив address, следует написать

Scanf ("%20s", address);

Если входной поток содержал больше 20 символов, то при последующем вызове функция ввода начнет ввод с того места, где был остановлен ввод при текущем обращении. Ввод поля может быть прерван и до достижения максимальной длины поля, если встретится пробел. В этом случае scanf() переходит к следующему полю.

Хотя пробелы, символы табуляции и новых строк используются как разделители полей, они считываются как любой другой символ при вводе одиночного символа. Например, при входном потоке х у функция

Scanf("%с%с%с", &а, &b, &с);

Поместит символ х в переменную а, пробел - в переменную b и y - в переменную c.

Надо быть внимательным: любые другие символы в управляющей строке - включая пробелы, символы табуляции и новых строк - используются для указания и отбрасывания символов из входного потока. Например, при входном потоке 10t20 функция

Scanf ("%st%s", &х, &у);

Поместит 10 в х, а 20 в у. Символ t будет отброшен, поскольку в управляющей строке имеется t.

Еще одна возможность функции scanf() называется множеством сканирования. С помощью мно­жества сканирования определяются символы, которые будут считываться функцией scanf() и при­сваиваться элементам соответствующего массива символов. Чтобы задать множество сканирова­ния, надо символы, ввод которых допустим, поместить в квадратные скобки. Перед первой квадратной скобкой ставится знак процента. Например, следующий перечень множества скани­рования задает считывание функцией scanf() только символов А, В и С:

Соответствующий перечню множества сканирования аргумент должен быть указателем на мас­сив символов. При использовании множества сканирования функция scanf() считывает символы и помещает их в указанный массив до тех пор, пока не встретится символ, не входящий в множе­ство сканирования (то есть считываются только символы, входящие в множество сканирования).

Массив, возвращенный scanf(), будет содержать строку с нулевым символом в конце. Перечень считы­ваемых символов можно задать и в инверсной форме. Для этого в качестве первого символа надо поместить ^. Тогда scanf() будет принимать любой символ, не входящий в множество сканирования.

С помощью кавычек можно задать диапазон воспринимаемых символов. Например, следующее выражение дает указание scanf() принимать буквы от «А» до «Z»:

Множество сканирования различает прописные и строчные буквы. Если необходимо, чтобы scanf() принимала те и другие, необходимо перечислить их в множестве сканирования отдельно.

Функция scanf() возвращает число, равное количеству полей, значения которых были действи­тельно присвоены переменным. В это количество не входят поля, которые были считаны, но их значения не были ничему присвоены вследствие использования модификатора * для подавления присваивания. Если до присвоения значения первого поля произошла ошибка, возвращается EOF.

При использовании Borland С++ в 16-разрядной среде можно изменить модель памяти, ис­пользуемую по умолчанию для компилирования программы, путем явного указания размера каж­дого указателя, используемого при вызове scanf(). Ближний указатель задается модификатором N, а дальний - модификатором F. (Нельзя использовать модификатор N, если программа ском­пилирована для модели памяти huge.)

] SCANF #include int scanf(format-string[[, argument...]]); char *format-string. строка управления форматом. Описание. Функция scanf читает данные из стандартного потока stdin в место, определяемое аргументами arguments. Каждый аргумент должен быть указателем на значение с типом, который соответствует типу, заданному в строке формата. Строка формата управляет преобразава- ниями полей ввода. Эта строка может содержать следующее: "Пробельные" символы, т.е. символ пробела " ", табуляции \t, новой строки "\n". Для функции scanf символом пробела определяет- ся считывание, но без запоминания, всех вводимых последующих сим- волов пробела вплоть до первого символа, не являющегося пробелом. При вводе один символ пробела в строке формата соответствует лю- бому числу, включая 0, или любой комбинации символов пробела. Любой символ управления, не являющийся пробелом и символом знака процента %. Тогда по этому символу для функции scanf опре- деляется считывание, но без запоминания соответствующих символов управления. Если следующий символ в не соответствует сим- волам управления, то scanf оканчивает свою работу. Спецификацию формата, введенную со знаком %. В этом случае scanf читает и преобразовывает введенные символы к значениям за- данного типа, причем значения определяются соответствующими аргу- ментами из списка аргументов. Строка формата читается слева направо. Символы вне специфи- кации формата предполагаются согласованными с последовательностью символов в потоке stdin; эти согласованные символы в stdin скани- руются, но не запоминаются. Если символ в stdin противоречит строке формата, scanf оканчивает свою работу. Этот конфликтующий символ остается в stdin, так как он не может быть прочитан. Когда встречается первая спецификация формата, тогда значение первого поля ввода преобразовывается в соответствии со спецификацией фор- мата и запоминается в месте, заданном первым аргументом. По вто- рой спецификации формата выполняется преобразование второго поля ввода и запоминание его по второму аргументу; и так до конца строки формата. Поле ввода ограничивается первым "пробельным" символом или первым символом, который не может преобразоваться по заданному формату, или случаем достижения поля width, которое идет первым. Если для выбранной спецификации формата задано больше аргу- ментов, чем требуется, то лишние аргументы игнорируются. Спецификация формата имеет следующую форму. %<.precision><{F:N:h:I}>. Каждое поле в формате спецификаций является отдельным сим- волом или числом, выражающим отдельную опцию формата. Символ type, появляющийся после последнего необязательного поля формата, определяет тип поля ввода как символьного, строкового или числен- ного. Простейший формат спецификации содержит только символ знака процента и символ типа (например, %S). Каждое поле спецификации формата описывается ниже. Если за знаком процента % следует символ, не являющийся символом управления форматом, то этот символ и идущие за ним сим- волы, вплоть до следующего знака %, трактуются как обычная после- довательность символов, т.е. последовательность, которая должна быть введена. Например, чтобы ввести символ знака %, используется комбинация %%. Звездочка (*), идущая за знаком %, подавляет назначение следующего поля ввода, задающегося как поле, определяемое типом type. Это поле сканируется, но не запоминается. Widht является положительным десятичным целым и управляет максимально возможным числом символов, считываемых из stdin. Пре- образовываются и запоминаются по соответствующему аргументу толь- ко те символы, которые не превышают width. Если в width встреча- ются "пробельные" символы, т.е. символы пробела, табуляции или новой строки, то по выбранному формату они не преобразовываются, пока не будет достигнут размер width. Необязательные префиксы F и N не учитывают принятое по умолчанию адресное соглашение используемых моделей памяти. F мо- жет быть префиксом к аргументу argument, указыващему на far-объ- ект; а N - на near-объект. Необязательный префикс l свидетельствует о том, что исполь- зуется версия long; а префикс h - указывает на использование вер- сии short. Соответствующий argument указывает на long или double-объект (при помощи префикса l) или на short-объект (при помощи префикса h). Модификаторы l и h могут использоваться вмес- те с типами символов d, i, o, x, u. Модификатор l также может ис- пользоваться с символами type e и f. Если определен любой другой type, модификаторы l и h игнорируются. Символы type и их значения описаны в таблице R.4. Таблица R.4 Типы символов функции scanf СИМВОЛ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ТИП ТИП АРГУМЕНТА ВВОДА d десятичный целый указатель на int. D десятичный целый указатель на long. o восьмеричный целый указатель на int. O восьмеричный целый указатель на long. x шестнадцатеричный указатель на int. целый X шестнадцатеричный указатель на long. целый i десятичный, вось- указатель на int. меричный или шест- надцатеричный це- лый I десятичный, вось- указатель на long. меричный или шест- надцатеричный це- лый u беззнаковый деся- указатель на unsigned тичный целый int. U беззнаковый деся- указатель на unsigned тичный целый long. e значение с плава- указатель на float f ющей точкой, со- держащее необяза- тельный знак ("+", "-"), одну или больше десятичную цифру, обычно со- держащую десятич- ную точку и экспо- ненту ("е", "Е"), которая записы- вается за знаковым целым значением. c символьный. Симво- указатель на char лы пробела, табу- ляции или новой строки, так назы- ваемые "пробельные символы", которые обычно пропускают- ся, при задании этого типа считы- ваются. Для считы- вания следующего символа, не являю- щегося "пробель- ным", используется комбинация %1s. s строковый. указатель на символь- ный массив, достаточ- но большой для вводи- мого поля вместе с нулевым символом окончания "\0", по- являющимся автомати- чески. n чтение при вводе указатель на int, в из stream или котором записывается буфера не проис- число успешно счи- ходит. танных символов из потока или буфера, вплоть до указанных в вызове scanf. p значение в форме указатель на far- xxxx: yyyy, где группу данных. цифры x и y явля- ются шестнадцате- ричными цифрами верхнего регистра. При чтении строк, не ограниченных символами пробела, мно- жество символов в квадратных скобках должно заменяться строко- вым типом s. Соответствующее поле ввода читается вплоть до перво- го символа, не содержащегося в ограниченном квадратными скобками множестве символов. Если в этом множестве первым символом являет- ся caret (^), результат сохраняется: поле ввода считывается до первого символа, не входящего в это множество символов. Чтобы за- помнить строку без нулевого символа "\0", применяется специфика- ция %nc, где n - десятичное целое. В этом случае символьный тип s определяет аргумент, который указывает на массив символов. Сле- дующие n символов считываются из входного потока в определенное местоположение и нулевой символ не записывается. Функция scanf для каждого поля ввода сканирует символ за символом. Она может окончить чтение отдельного поля при достиже- нии символа пробела, если либо достигнуто поле width; либо следу- ющий вводимый символ не может быть преобразован по заданному фор- мату; либо следующий символ конфликтует с соответствующим ему символом в управляющей строке формата; либо же следующий символ отсутствует в выбранном множестве символов. Когда происходит вы- нужденный процесс окончания считывания, то следующее поле ввода рассматривается с самого первого конфликтующего символа. Этот символ, если он один, рассматривается как непрочитанный, либо как первый символ следующего поля ввода, либо как первый символ в последующих операциях чтения потока stdin. Возвращаемое значение. Эта функция возвращает число успешно преобразованных и наз- наченных полей. В возвращаемом значении не содержится число про- читанных но не назначенных полей. При попытке считывания конца файла возвращается значение EOF. Возвращаемое значение 0 указыва- ет, что нет назначенных полей. См. также fscanf, printf , sscanf , vfprintf, vprintf, vsprintf. Пример 1. #include int i; float fp; char c, s; scanf("%d %f %c %s", &i, &fp, &c, s); /* ввод различных данных */. Пример 2. #include main () /* преобразование шестнадцатеричного ** или восьмеричного целого к ** десятичному целому */ { int numassigned, val; pintf("Enter hexadecimal or octal #, or 00 to guit:\n"); do { printf("# = "); numassigned = scanf("%i", &val); printf("Decimal # = %i\n", nal); } while (val && numassigned); /* конец цикла, если значение ввода равно 00, или если scanf не способна назначить поле */. } Тогда на выходе будет следующее. Enter hexadecimal or octal #, or 00 to guit: # = 0xf Decimal # = 15 # = 0100 Decimal # = 64 # = 00 Decimal # = 0.

Лучшие статьи по теме