Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Файл подкачки где лучше разместить. Оптимизация файла подкачки

Сегодня, наверное, трудно найти пользователя современных компьютерных систем, работающих под управлением ОС Windows (и Win7 в частности), которые бы так или иначе не сталкивались с понятием файла подкачки (он обозначается как Pagefile.sys и является системным). Давайте посмотрим, что он представляет собой на самом деле, а также определим его наилучший размер для оптимизации производительности системы. Какой оптимальный размер Windows 7 рекомендуется установить, сейчас и будет выяснено.

Что такое файл подкачки?

Для начала немного теории. Собственно, сам файл подкачки, присутствующий в любой «операционке» Windows, является как бы дополнительным средством увеличения размера оперативной памяти компьютера, когда ее собственного объема не хватает для выполнения некоторых «тяжеловесных» в плане системных ресурсов задач или обработки большого количества данных (например, вычислений с плавающей запятой, что большей частью касается современных игр и приложений мультимедиа).

На самом же деле в этом файле прописывается весь тот «хлам», который подлежит обработке, если оперативной памяти недостаточно. Иными словами, сам объект отвечает за резервирование места на жестком диске для выполнения некоторых операций. Иными словами, когда «оперативка» чересчур перегружена, данные сбрасываются на винчестер, где и происходит обработка.

Но тут важно понимать один главный аспект: дело в том, что обращение системы к оперативной памяти производится намного быстрее, чем к жесткому диску, обладай он сколь угодно быстрой скоростью вращения шпинделя (от чего, кстати, и зависит скорость считывания данных). К сожалению, Windows 7 оптимальный размер файла подкачки определяет самостоятельно. И это не всегда есть хорошо.

Дело в том, что разработчики самой системы постарались установить размер резервированного пространства, так сказать, в некоем универсальном варианте для всех возможных конфигураций. Но если учесть особенности установленного оборудования (зачастую даже нестандартного), тут может возникнуть множество проблем. Сам же файл подкачки Windows 7, оптимальный размер которого установлен самой «операционкой», может не справляться с возложенными на него задачами. Но об этом чуть позже.

Доступ к функциям изменения размера файла подкачки и способы оптимизации

Настройка и изменение размера самого файла производятся в стандартной «Панели управления». Там изначально выбирается раздел настроек и безопасности, затем - меню «Система». Слева в окне имеется гиперссылка на дополнительные параметры. Кликнув по ней, можно получить доступ к основному окну настройки. Здесь используется вкладка «Дополнительно» и осуществляется переход на изменение настроек нажатием кнопки «Параметры».

Тут, опять же, есть вкладка «Дополнительно», в меню которой присутствует строка «Виртуальная память» и кнопка «Изменить». Нажимаем ее и переходим к настройке.

Сразу видно, что по умолчанию установлен определенный размер, поскольку задействована строка автоматического выбора. Теперь снимаем с нее галочку и пытаемся поменять установленный размер по своему усмотрению. Вот тут-то и начинаются подвохи.

Дело в том, что некоторые пользователи имеют твердо укоренившееся мнение о том, что большая установленная размерность будет способствовать более быстрой обработке данных. Абсолютный нонсенс! При слишком большом заданном размере система просто начнет игнорировать оперативную память и все больше обращается к зарезервированной области жесткого диска. А это, как уже было сказано, происходит со скорость, меньшей, чем при доступе к «оперативке». Но и сама система при использовании оперативной памяти способна резервировать порядка 30 % ресурсов, дабы не обращаться к файлу подкачки.

Зачем нужно менять параметры и настройки файла подкачки

Теперь посмотрим на оптимальный размер файла подкачки Windows 7 x64 для игр или для выполнения некоторых ресурсоемких операций. В принципе, в данном случае (архитектура 32 или 64 бита) в общем-то роли не играет. Если кто еще не понял, все зависит только от количества установленных планок «оперативки», то бишь ее объема.

Вообще многие специалисты не рекомендуют выставлять слишком большой размер, но и отключать файл подкачки в большинстве случаев не стоит (разве что при наличии оперативной памяти более 8 Гб). Самым лучшим решением станет ручная установка размера на уровне половины от имеющегося стандартного значения. Специалисты Microsoft не советуют заниматься подобными вещами, считая, что это повредит всей системе в целом. Как показывает практика, ничего подобного не наблюдается. Можно вообще отключить задействование резервной области винчестера, и это никак не скажется на работоспособности или производительности системы. Кстати, и игра, запущенная с жесткого диска (а не с оптического носителя), не будет выдавать ошибок, а обработка той же трехмерной графики будет производиться намного быстрее.

Windows 7: оптимальный размер файла подкачки (общепринятые стандарты)

Теперь давайте посмотрим на общепринятые параметры, предлагаемые для размера файла подкачки в «семерке». Для этого стоит просто взглянуть на следующую таблицу.

Как видно из вышеприведенных данных, чем больше планок оперативной памяти установлено, тем меньший размер имеет резерв дискового пространства. Однако, если говорить о некоторых специфичных задачах или современных играх, данные параметры можно изменять (все зависит от требований, предъявляемых самим приложением, а также от имеющейся конфигурации).

Стандарты стандартами, но закономерно возникает вопрос: а следует ли придерживаться общепринятых правил?

Сразу стоит обратить внимание на отзывы пользователей. Так, например, многие утверждают, что оптимальный размер файла подкачки Windows 7 x32 (4 Гб «оперативки») можно устанавливать ниже значения по умолчанию, а то и отключить использование резерва вовсе. Но и это еще не все. Даже при наличии всего 1-2 Гб «оперативки» (если работать, скажем, только с офисными документами), задействовать файл подкачки не стоит вообще. Его включение принесет только вред, поскольку, как уже понятно, система будет обращаться к винчестеру чаще, чем к «оперативке», что, в свою очередь, может вызвать достаточно сильное «торможение».

Оптимальный размер файла подкачки Windows 7 (x64): реальное использование

В принципе, если разобраться, такие приложения работаю достаточно эффективно, позволяя должным образом изменять настройки и устанавливать для той же системы Windows 7 оптимальный размер файла подкачки, правда, при условии запуска от имени администратора.

Что в итоге?

В заключение остается добавить, что вышеописанные действия стоит предпринимать только на свой страх и риск. Хоть в Windows 7 оптимальный размер файла подкачки по большому счету особой-то роли не играет (чаще всего современные компьютерные системы имеют достаточно мощную конфигурацию), тем не менее изменять его размер, скажем, в сторону увеличения не рекомендуется. Проще всего просто его отключить, ничего страшного не произойдет, уж поверьте.

Как настроить файл подкачки? Что это такое? Как влияет на производительность всей системы?

В Windowsе есть такой файл, он называется свип файл, который является продолжением оперативной памяти компьютера, так называемая виртуальная память или файл подкачки. Так вот, к этому файлу Windows обращается постоянно, что-то туда пишем и что-то от туда читает, в процессе выполнения программ. Самое интересное, что к этому файлу Windows обращается независимо от объема ОЗУ. Единственное когда памяти мало, то обращается чаще. Когда памяти много, обращается реже, но всё равно обращается. Даже если на компьютере установленно 16 ГБ ОЗУ, Windows продолжает работать с файлом подкачки, что притормаживает работу системы.

В добавок этот файл имеет динамический размер, который вычисляется при каждом обращении, а это затраты времени. К тому же если файл будет не целым, то он будет читаться еще медленнее. А целым динамический файл не может быть в принципе, так как расширяясь он заполняет пустоты между файлами. Из сказанного напрашивается такой вывод: если сделать размер этого файла постоянным и записать его на диск цельным, то обращения Windows к нему будут происходить быстрее. И главное это ускорение будет распространяться на работу всей системы.

Настройку файла подкачки будем рассматривать на примере Windows 7. Поскольку принцип работы всех виндовсов одинаковый и интерфейсы крайне похожи, то всё описанное в этой статье полностью соответствует и windows 10 / 8 / 8.1 / xp. И так, чтобы выполнить настройки этого файла необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по значку компьютера и зайти в свойства компьютера или через панель управления в свойства системы. Далее открываем "Дополнительные параметры системы".

Потом открываем вкладку "Дополнительно", далее в разделе "Быстродействие" жмем кнопку "Параметры".

В открывшемся окне выбираем вкладку "Дополнительно" и нажимаем кнопку "Изменить".

Открывается окно "Виртуальная память".

Это окно разбито на две части. В первой, большей части, выполняется настройка файла подкачки. Во второй части, меньшей, отображаются рекомендации размеров и суммарный размер существующего файла подкачки на всех дисках.

В самом верху окна "Виртуальная память" есть пункт "Автоматически выбирать объем файла подкачки". Если в этом пункте стоит галочка, окно настроек становится недоступным и все режимы файла подкачки выбирает система. Для выполнения ручной настройки галочку в этом пункте надо убрать.По умолчанию система располагает файл подкачки на системном диске, как правило это диск С, и размер его динамический, то есть меняющийся в зависимости от нужд от 16 МБ минимум до стольки (МБ, ГБ, ТБ) сколько нужно системе. Максимальный размер файла подкачки теоретически ограничен только свободным пространством диска, на котором он расположен. Естественно системе с таким файлом работать быстро в принципе не возможно. На практике максимальный объем редко доходит до рекомендованного.

Представьте паровоз, тянущий состав с вагонами, в которых лежат разные грузы. На каждой станции паровоз останавливается и начинается работа по формированию нового состава. Одни вагоны отцепляются, другие прицепляются. И каждый раз разное количество вагонов. Как вы понимаете процедура достаточно долгая. Толи дело состав с фиксированным количеством вагонов или вагонеток. Подъехал поезд к станции, засыпали в вагонетки груз и поезд пошел дальше. На следующей станции нужные вагонетки перевернули т.е. освободили и поезд снова поехал без задержек. Так и здесь фиксированный объем файла подкачки работает быстрее чем динамический (нет вычислений, связанных с объемами). Остается только определить какой объем нам нужен.

Как вы помните жесткий диск в компьютере это самое медленное устройство. В идеале во время выполнения программ желательно чтобы к нему вообще не было обращений, только так можно достичь максимальной производительности системы. Но дело в том, что Windows задуман как многозадачная система и к тому же способная реализовывать режим многозадачности при небольших объемах памяти. Этому как раз и способствует файл подкачки, в который выгружаются неактивные задачи. Когда памяти мало, например 512 МБ, система обращается к файлу подкачки при каждом переключении с задачи на задачу (с программы на программу). И чем больше программ у нас включено одновременно, тем больший потребуется файл подкачки. Реально понадобится объем около 2,5 ГБ. Конечно же это условное приближение и оно очень сильно зависит от объемов используемых программ.

Теперь представьте что мы увеличили объем оперативной памяти вдвое до 1 ГБ. Что теперь произойдет? Несколько программ например 2-3 (в зависимости от их размеров) смогут работать находясь полностью в памяти. Система начнет обращаться к файлу подкачки, только когда памяти не станет хватать, а произойдет это если добавить количество активных задать. В результате вам станет хватать уже 2 ГБ.

Давайте теперь объем памяти увеличим еще в двое - до 2 ГБ. Вы заметили, что происходит? Объем, используемой памяти, перекочевывает из файла подкачки в оперативную память. То есть теперь нам должно хватить файла подкачки в пределах 1,5 ГБ. А если память увеличить еще в двое до 4 ГБ, на всё про всё должно хватить и 1 ГБ. Исходя из такой последовательности можно предположить, что при наличии 8 и более ГБ от файла подкачки можно отказаться совсем. И эта теория в какой-то мере верна. Но всё зависит, как я говорил, от загруженности системы, т.е. от количества активных программ и от их тяжести то есть объема. У меня например, при 2-х ГБ памяти, система создает файл подкачки 2,7 ГБ, а рекомендует 3 ГБ.

Так что я предлагаю начинать пробовать с объемов равных рекомендованному системой. Далее в зависимости от ваших потребностей, если этого объема будет много или мало, то вы всегда сможете разумно его уменьшить или увеличить опираясь на предыдущий абзац и довести объем файла подкачки до идеального размера. И так вы получили достаточно информации, что бы принять правильное решение в отношении объема.

Но вот вопрос, как сделать файл подкачки целым? Возникает мысль, а можно ли дефрагментировать файл подкачки? На прямую файл подкачки система не дефрагментирует. Но есть способ сделать его таковым. И так, первым делом нам необходимо отключить, образованный после установки виндовса, файл подкачки. Делаем это так.

Выбираем пункт "без файла подкачки" и нажимаем кнопку "Задать". Система заругается и выдаст окно с предупреждением:

Как настроить файл подкачки - Предупреждение

Поскольку мы делаем это намеренно, то жмем "Да". И у нас появляется новое окно с предложением перезагрузить систему чтобы изменения вступили в силу.

Как настроить файл подкачки - Предложение перезагрузить

Жмем "ОК" и перезагружаем систему. Теперь Windows загружается без файла подкачки. Чтобы новый файл подкачки оказался целым, необходимо дефранментировать пространство на диске. Поскольку мы стремимся к максимальной производительности системы, то располагать файл будем на диске С (это в случае с одним физическим диском). Следовательно Диск С и будем дефрагментировать. Для этого открываем вкладку мой компьютер. Наводим мышку на диск С, жмем правую кнопку мыши и выбираем свойства. Открываем вкладку "Сервис" и нажимаем на кнопку "Выполнить дефрагментацию".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска

Запустится программа дефрагментатора. Выбираем диск С и нажимаем "Дефрагментация Диска".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска С

Если вдруг по каким-то причинам у вас не установлен дефрагментатор от Windows или он вас не устраивает, то ничего страшного. Закачайте например бесплатную Auslogics Disk Defrag и выполняйте дефрагментацию диска С, как показано на рисунке ниже.

Как настроить файл подкачки - Auslogics

Как настроить файл подкачки - Установка размера файла

Выбираем дефрагментированный диск С или другой, специально подготовленный пустой жесткий дик. Выбираем раздел "Указать размер" в окошки вводим "Исходный" и Максимальный" размеры в мегабайтах. Я в данном случае указал рекомендованный системой размер в 3070 МБ. Числа должны быть одинаковые это важно для создания фиксированного размера файла подкачки. Далее нажимаем кнопку задать. Указанные цифры отобразятся в строке диска С, как на рисунке. Далее нажимаем кнопку "ОК". Перезагружаем компьютер. Теперь Windows во время загрузки создаст новый нефрагментированный файл подкачки в новом месте.

Внимание: ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент!!!

Если у вас есть два и более Жестких Диска (не разделов, а именно физических дисков), то лучше файл подкачки разместить на другом диске, не на том где расположен системный диск С, желательно на самом быстром. Это даст существенное ускорение производительности всей системы. Для этого необходимо подготовить первый раздел на другом диске. Желательно чтобы диск был пустой и тогда файл подкачки расположится в самом начале первого раздела и сразу же займет целое пространство. Это даст еще небольшой прирост ускорения работы всей системы.

После такой настройки файла подкачки система начнет работать быстрее, а в случае с двумя дисками, значительно быстрее.

Удачного вам УСКОРЕНИЯ. Надеюсь что вы поняли "Как настроить файл подкачки?" и для вас теперь это не большая проблема.

Если есть вопросы, задавайте в комментариях.

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Файл подкачки, он же своп (по-английски swap), он же виртуальная память - это функция операционной системы, реализованная в виде файла, в который выгружается (записывается) какая-то часть объема информации оперативной памяти при ее переполнении. В случае отключения файла подкачки, или при недостаточности выделенного для него на диске места, могут возникнуть неприятные последствия в виде подтормаживаний и глубоких зависаний операционной системы. Данные проблемы может решить увеличения файла подкачки.

Где находится файл подкачки? Как правило, если не назначено иное место в настройках, то файл подкачки pagefile.sys находится в корне диска C и является скрытым. Размер данного файла не должен быть меньше объема оперативной памяти, установленной в компьютере. В противном случае рекомендуется проверить настройки и при необходимости увеличить место на диске, выделяемой под файл подкачки.

Изменить размер файла подкачки в Windows XP можно следующим образом:

  1. Правой кнопкой мышки кликнуть на ярлык «Мой компьютер» на рабочем столе. В появившемся контекстном меню выбрать пункт «Свойства».
  2. В открывшемся окне под названием «Свойства системы» перейти на вкладку «Дополнительно». В данной вкладке найти раздел «Быстродействие» и нажать на кнопку «Параметры».
  3. Запустится окно с названием «Параметры быстродействия». В нем также необходимо перейти на вкладку «Дополнительно», в которой в разделе «Виртуальная память» кликнуть на кнопку «Изменить».
  4. В появившемся окне, имеющим название, «Виртуальная память» выбрать вариант «Особый размер» и указать исходный и максимальный размеры файла подкачки в мегабайтах. Нажать на кнопку «Ок».
  5. В результате проведенных настроек операционная система должна сообщить, что «для того чтобы сделанные изменения вступили в силу, следует перезагрузить компьютер».
  6. Перезагрузить компьютер, в результате чего получаем увеличенный размер файла подкачки.
В Windows 7 и Vista настройки во многом схожи.

Что касается настройки файла подкачки, то следует сказать о следующем:
  • Минимальный размер файла подкачки желательно устанавливать в полтора раза больше, чем объем оперативной памяти в ноутбуке. Максимальный - в четыре раза больше объема RAM.
  • Использование файла подкачки, даже если установить для него очень большой размер, не избавляет от необходимости увеличения оперативной памяти, так как скорость чтения с диска гораздо ниже скорости получения информации из оперативной памяти. Частично эту проблему решают быстрые SSD диски.
  • Если дисков на компьютере несколько, то своп лучше всего организовать на самом быстром из них.
  • Хорошим выбором настройки файла подкачки является режим «Размер по выбору системы». В данном случае операционная система сама регулирует размер свопа, исходя из своих реальных потребностей.
  • Полезно проводить периодическую дефрагментацию файла подкачки. Но для этого нужно использовать стороннее программное обеспечение, так как стандартными средствами Windows этого сделать нельзя.
Универсального решения по выбору размера файла подкачки нет. Оно будет отличаться как в зависимости от конфигурации самого компьютера, так и набора программ, который используется для выполнения задач.

Как же разгрузить систему?Самый лучший и простой вариант- докупить оперативки, но если нет…Зайдем с другой стороны, в ОС windows предусмотрена виртуальная память, она включается в процесс для разгрузки ОЗУ и в нее переносятся незадействованные на данный момент программы. Когда в них есть потребность, они обратно грузятся в ОЗУ.

Сам по себе файл подкачки скрыт системой и находится в корне системного диска. Зачем вносить изменения в настройки? Объясняю, файлом подкачки управляет виндовс, а стандартные настройки не всегда нам подходят. Поэтому мы самостоятельно настроим подкачку и в результате улучшим работу компьютера. Ну что же, переходим к настройке.

Начинаем настройку виртуальной памяти

Как я уже говорил этот способ универсален. Итак, открываем окно клавишами Win + R в нем пишем: sysdm.cpl. Жмем мышкой на ОК или нажимаем Enter.

Нам открывается «Свойства системы».Жмем «Дополнительно», в строке «быстродействие» жмем «Параметры»

Открылось нужное нам окно, здесь мы и вносим наши настройки.

Пошаговая инструкция по настройке

Как видите, сейчас установлен автоматический объем файла подкачки. Что бы это исправить, убираем галочку.

Теперь нам открываются возможности для настроек. Еще один нюанс, на который акцентирую внимание: если на ПК установлен не один жесткий диск, а 2, и тд. или диск один, но разделен на подразделы, то файл подкачки рекомендуется ставить на диск который без операционной системы.

Пример: как правило, систему ставят на диске C, значит файл подкачки будем ставить на диск D

Какой размер для файла подкачки считается правильным

Здесь мнения разделяются.

  1. Есть мнение, что файл подкачки не стоит уменьшать или увеличивать, а оставить по умолчанию как есть.
  2. Размер виртуальной памяти должен быть в 1,5-2 раза больше ОЗУ.

Я за второй вариант).

Продолжим, выставляем нужные параметры. Если у вас например 2 ГБ. ОЗУ тогда в поле «Исходный размер» ставим 2048 и рядышком «Максимальный» ставим 4096.

Если вы хотите указать постоянный размер подкачки, тогда обе строчки должны быть с одинаковыми данными.

Теперь главное, после всех настроек не забудьте нажать кнопку «Задать», а после «ОК» — так вы сохраните все изменения. После потребуется перезагрузить компьютер, об этом всплывающими окнами вам сообщит система windows.

На этом я заканчиваю, вопросы жду в комментариях).

P.S.Частенько делаю покупки на aliexpress , нашел классные стаканчики из нержавейки , набор 4 шт. походный вариант укладываются в чехол, что очень удобно. Можно брать с собой в поездку, много места не займут. Наверняка многие из вас знают, как делать покупки на aliexpress, но если не знаете, можете прочитать мою статью, в которой все подробно расписано.

Лучшие статьи по теме