В неорганической химии химические реакции классифицируются по разным признакам.
1. По изменению степени окисления на окислительно-восстановительные, идущие с изменением степени окисления элементов и кислотно-основные, которые протекают без изменения степеней окисления.
2. По характеру процесса.
Реакции разложения называют химические реакции, в которых простые молекулы получаются из более сложных.
Реакции соединения называются химические реакции, в которых сложные соединения получаются из нескольких более простых.
Реакции замещения называются химические реакции, в которых атом или группа атомов в молекуле замещаются на другой атом или группу атомов.
Реакции обмена называют химические реакции, протекающие без изменения степени окисления элементов и приводящие к обмену составных частей реагентов.
3. По возможности протекать в обратном направлении на обратимые и необратимые.
Некоторые реакции, как например реакция горения этанола практически необратима, т.е. нельзя создать условия, чтобы она протекала в обратном направлении.
Однако, существует много реакций, которые в зависимости от условий протекания процесса могут протекать как в прямом, так и в обратном направлениях. Реакции способные протекать как в прямом, так и в обратном направлении называются обратимые .
4. По типу разрыва связи – гомолитические (равный разрыв, каждый атом получает по одному электрону)и гетеролитические (неравный разрыв – одному достается пара электронов).
5. По тепловому эффекту экзотермические (выделение тепла) и эндотермические (поглощение тепла).
Реакции соединения, как правило, будут экзотермическими реакциями, а реакции разложения – эндотермическими. Редкое исключение – реакция азота с кислородом эндотермическая N 2 + O 2 = 2NO – Q.
6. По агрегатному состоянию фаз.
Гомогенные (реакция проходит в одной фазе, без границ раздела; реакции в газах или в растворах).
Гетерогенные (реакции, проходящие на границе раздела фаз).
7. По использованию катализатора.
Катализатор – вещество, ускоряющее химическую реакцию, но остающееся химически неизменным.
Каталитические без использования катализатора практически не идут и некаталитические.
Классификация органических реакций
Тип реакции |
Радикальные |
Нуклеофильные (N) |
Электрофильные (E) |
Замещение (S) |
Радикальнoе замещение (S R) |
Нуклеофильное замещение (S N) |
Электрофильное замещение (S E) |
Присоединение (А) |
Радикальнoе присоединение (А R) |
Нуклеофильное присоединение (А N) |
Электрофильное присоединение (А E) |
Отщепление (Е) (элиминирование) |
Радикальнoе отщепление (Е R) |
Нуклеофильное отщепление (Е N) |
Электрофильное отщепление (Е E) |
Электрофильными называют гетеролитические реакции органических соединений с электрофилами – частицами, несущими целый или дробный положительный заряд. Они подразделяются на реакции электрофильного замещения и электрофильного присоединения. Например,
Н 2 С=СН 2 + Вr 2 BrCH 2 – CH 2 Br
Нуклеофильными называют гетеролитические реакции органических соединений с нуклеофилами – частицами, несущими целый или дробный отрицательный заряд. Они подразделяются на реакции нуклеофильного замещения и нуклеофильного присоединения. Например,
CH 3 Br + NaOH CH 3 OH + NaBr
Радикальными (цепными) называют химические реакции с участием радикалов, например
Занятие 2
Классификация химических реакций в неорганической химии
Химические реакции классифицируют по различным признакам.
По числу исходных веществ и продуктов реакции
Разложение – реакция, в которой из одного сложного вещества образуются два и более простых или сложных веществ
2KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
Соединение – реакция, в результате которой из двух и более простых или сложных веществ, образуется одно более сложное
NH 3 + HCl → NH 4 Cl
Замещение – реакция, протекающая между простыми и сложными веществами, при которой атомы простого вещества замещаются на атомы одного из элементов в сложном веществе.
Fe + CuCl 2 → Cu + FeCl 2
Обмен – реакция, при которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями
Al 2 O 3 + 3H 2 SO 4 → Al 2 (SO 4) 3 + 3H 2 O
Одна из реакций обмена реакция нейтрализации – это реакция между кислотой и основанием, в результате которой получается соль и вода.
NaOH + HCl → NaCl + H 2 O
По тепловому эффекту
Реакции, протекающие с выделением тепла, называются экзотермическими реакциями.
С + О 2 → СО 2 + Q
2) Реакции, протекающие с поглощением тепла, называются эндотермическими реакциями.
N 2 + O 2 → 2NO – Q
По признаку обратимости
Обратимые – реакции, проходящие при одних и тех условиях в двух взаимопротивоположных направлениях.
Реакции, которые протекают только в одном направлении и завершаются полным превращением исходных веществ в конечные, называются необратимыми, при этом должен выделяться газ, осадок, или малодиссоциирующее вещество- вода.
BaCl 2 + H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓ + 2HCl
Na 2 CO 3 +2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O
Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления.
Са + 4HNO 3 → Ca(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O
И реакции, протекающие без изменения степени окисления.
HNO 3 + KOH → KNO 3 + H 2 O
5.Гомомгенные реакции, если исходные вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии. И гетерогенные реакции, если продукты реакции и исходные вещества находятся в разных агрегатных состояниях.
Например: синтез аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции.
Различают два процесса:
Окисление – это отдача электронов, в результате степень окисления увеличивается. Атом молекула или ион, отдающий электрон называется восстановителем .
Mg 0 - 2e → Mg +2
Восстановление – процесс присоединения электронов, в результате степень окисления уменьшается. Атом молекула или ион, присоединяющий электрон называется окислителем .
S 0 +2e → S -2
O 2 0 +4e → 2O -2
В окислительно–восстановительных реакциях должно соблюдаться правило электронного баланса (число присоединенных электронов должно быть равно числу отданных, свободных электронов быть не должно). А так же должен соблюдаться атомный баланс (число одноименных атомов в левой части должно быть равно числу атомов в правой части)
Правило написание окислительно-восстановительных реакций.
Написать уравнение реакции
Поставить степени окисления
Найти элементы, у которых изменяется степень окисления
Выписать попарно их.
Найти окислитель и восстановитель
Написать процесс окисление или восстановления
Уравнять электроны, пользуясь правилом электронного баланса (найти н.о.к.), расставив коэффициенты
Написать суммарное уравнение
Поставить коэффициенты в уравнение химической реакции
KClO 3 → KClO 4 + KCl; N 2 + H 2 → NH 3 ; H 2 S + O 2 → SO 2 + H 2 O; Al + O 2 = Al 2 O 3 ;
Сu + HNO 3 → Cu(NO 3) 2 + NO + H 2 O; KClO 3 → KCl + O 2 ; P + N 2 O = N 2 + P 2 O 5 ;
NO 2 + H 2 O = HNO 3 + NO
. Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от концентрации, температуры и природы реагирующих веществ.
Химические реакции протекают с разными скоростями. Изучением скорости химической реакции, а также выявлением её зависимости от условий проведения процесса занимается наука - химическая кинетика.
υ гомогенной реакции определяется изменением количества вещества в единице объёма:
υ =Δ n / Δt ∙V
где Δ n – изменение числа молей одного из веществ (чаще всего исходного, но может быть и продукта реакции), (моль);
V – объем газа или раствора (л)
Поскольку Δ n / V = ΔC (изменение концентрации), то
υ =Δ С / Δt (моль/л∙ с)
υ гетерогенной реакции определяется изменением количества вещества в единицу времени на единице поверхности соприкосновения веществ.
υ =Δ n / Δt ∙ S
где Δ n – изменение количества вещества (реагента или продукта), (моль);
Δt – интервал времени (с, мин);
S – площадь поверхности соприкосновения веществ (см 2 , м 2)
Почему скорость разных реакций не одинакова?
Для того чтобы началась химическая реакция, молекулы реагирующих веществ должны столкнуться. Но не каждое их столкновение приводит к химической реакции. Для того чтобы столкновение привело к химической реакции, молекулы должны иметь достаточно высокую энергию. Частицы, способные при столкновении, вступать в химическую реакцию, называются активными. Они обладают избыточной энергией по сравнению со средней энергией большинства частиц – энергией активации Е акт . Активных частиц в веществе намного меньше, чем со средней энергией, поэтому для начала многих реакций системе необходимо сообщить некоторую энергию (вспышка света, нагревание, механический удар).
Энергетический барьер (величина Е акт ) разных реакций различен, чем он ниже, тем легче и быстрее протекает реакция.
2. Факторы, влияющие на υ (количество соударений частиц и их эффективность).
1) Природа реагирующих веществ: их состав, строение => энергия активации
▪ чем меньше Е акт , тем больше υ;
2) Температура : при t на каждые 10 0 С, υ в 2-4 раза (правило Вант-Гоффа).
υ 2 = υ 1 ∙ γ Δt/10
Задача 1. Скорость некоторой реакции при 0 0 С равна 1 моль/л ∙ ч, температурный коэффициент реакции равен 3. Какой будет скорость данной реакции при 30 0 С?
υ 2 = υ 1 ∙ γ Δt/10
υ 2 =1∙3 30-0/10 = 3 3 =27 моль/л∙ч
3) Концентрация: чем больше, тем чаще происходят соударения и υ . При постоянной температуре для реакции mA + nB = C по закону действующих масс:
υ = k ∙ С A m ∙ C B n
где k – константа скорости;
С – концентрация (моль/л)
Закон действующих масс:
Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции.
Задача 2. Реакция идет по уравнению А +2В → С. Во сколько раз и как изменится скорость реакции, при увеличении концентрации вещества В в 3 раза?
Решение:υ = k ∙ С A m ∙ C B n
υ = k ∙ С A ∙ C B 2
υ 1 = k ∙ а ∙ в 2
υ 2 = k ∙ а ∙ 3 в 2
υ 1 / υ 2 = а ∙ в 2 / а ∙ 9 в 2 = 1/9
Ответ: увеличится в 9 раз
Для газообразных веществ скорость реакции зависит от давления
Чем больше давление, тем выше скорость.
4) Катализаторы – вещества, которые изменяют механизм реакции, уменьшают Е акт => υ .
▪ Катализаторы остаются неизменными по окончании реакции
▪ Ферменты – биологические катализаторы, по природе белки.
▪ Ингибиторы – вещества, которые ↓ υ
1. При протекании реакции концентрация реагентов:
1) увеличивается
2) не изменяется
3) уменьшается
4) не знаю
2. При протекании реакции концентрация продуктов:
1) увеличивается
2) не изменяется
3) уменьшается
4) не знаю
3. Для гомогенной реакции А+В → … при одновременном увеличении молярной концентрации исходных веществ в 3 раза скорость реакции возрастает:
1) в 2 раза
2) в 3 раза
4) в 9 раз
4. Скорость реакции H 2 + J 2 →2HJ понизится в 16 раз при одновременном уменьшении молярных концентраций реагентов:
1) в 2 раза
2) в 4 раза
5. Скорость реакции CO 2 + H 2 → CO + H 2 O при увеличении молярных концентраций в 3 раза (CO 2) и в 2 раза (H 2) возрастает:
1) в 2 раза
2) в 3 раза
4) в 6 раз
6. Скорость реакции C (T) + O 2 → CO 2 при V-const и увеличении количеств реагентов в 4 раза возрастает:
1) в 4 раза
4) в 32 раза
10. Скорость реакции А+В → … увеличится при:
1) понижении концентрации А
2) повышении концентрации В
3) охлаждении
4) понижении давления
7. Скорость реакции Fe + H 2 SO 4 → FeSO 4 + H 2 выше при использовании:
1) порошка железа, а не стружек
2) железных стружек, а не порошка
3) концентрированной H 2 SO 4 , а не разбавленной H 2 SO 4
4) не знаю
8. Скорость реакции 2H 2 O 2 2H 2 O + O 2 будет выше, если использовать:
1) 3%-й раствор H 2 O 2 и катализатор
2) 30%-й раствор H 2 O 2 и катализатор
3) 3%-й раствор H 2 O 2 (без катализатора)
4) 30%-й раствор H 2 O 2 (без катализатора)
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение равновесие. Принцип Ле-Шателье.
Химические реакции по направлению их протекания можно разделить
▪ Необратимые реакции протекают только в одном направлении (реакции ионного обмена с , ↓, мдс, горения и некоторые др.)
Например, AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3
▪ Обратимые реакции при одних и тех же условиях протекают в противоположных направлениях (↔).
Например, N 2 + 3H 2 ↔ 2NH 3
Состояние обратимой реакции, при котором υ → = υ ← называется химическим равновесием.
Чтобы реакция на химических производствах проходила как можно полнее, необходимо сместить равновесие в сторону продукта. Для того, чтобы определить, как тот или иной фактор изменит равновесие в системе, используют принцип Ле Шателье (1844 г.):
Принцип Ле Шателье: Если на систему, находящуюся в состоянии равновесия, оказать внешнее воздействие (изменить t, р, С), то равновесие сместится в ту сторону, которая ослабит это воздействие .
Равновесие смещается:
1) при С реаг →,
при С прод ← ;
2) при p (для газов) - в сторону уменьшения объема,
при ↓ р – в сторону увеличения V;
если реакция протекает без изменения числа молекул газообразных веществ, то давление не влияет на равновесие в данной системе.
3) при t – в сторону эндотермической реакции (- Q),
при ↓ t – в сторону экзотермической реакции (+ Q).
Задача 3. Как надо изменить концентрации веществ, давление и температуру гомогенной системы PCl 5 ↔ PCl 3 + Cl 2 – Q , чтобы сместить равновесие в сторону разложения PCl 5 (→)
↓ С (PCl 3) и С (Cl 2)
Задача 4. Как сместиться химическое равновесие реакции 2СО + О 2 ↔ 2СО 2 + Q при
а) повышении температуры;
б) повышении давлении
1. Способ, смещающий равновесие реакции 2CuO(T) + CO Cu 2 O(T) + CO 2 вправо (→), - это:
1) увеличение концентрации угарного газа
2) увеличение концентрации углекислого газа
3) уменьшение концентрации оксида мели (I)
4) уменьшение концентрации оксида меди (II)
2. В гомогенной реакции 4HCl + O 2 2Cl 2 + 2H 2 O при повышении давления равновесие сместится:
2) вправо
3) не сместится
4) не знаю
8. При нагревании равновесие реакции N 2 + O 2 2NO – Q:
1) сместится вправо
2) сместится влево
3) не сместится
4) не знаю
9. При охлаждении равновесие реакции H 2 + S H 2 S + Q:
1) сместится влево
2) сместится вправо
3) не сместится
4) не знаю
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
ДокументЗадания А 19 (ЕГЭ 2012 г) Классификация химических реакций в неорганической и органической химии . К реакциям замещения относится взаимодействие: 1) пропена и воды, 2) ...
Тематическое планирование уроков химии в 8-11 классах 6
Тематическое планирование1 Химические реакции 11 11 Классификация химических реакций в неорганической химии . (С) 1 Классификация химических реакций в органической химии . (С) 1 Скорость химических реакций . Энергия активации. 1 Факторы, влияющие на скорость химических реакций ...
Вопросы к экзаменам по химии для студентов 1 го курса ну(К)орк фо
ДокументМетана, применение метана. Классификация химических реакций в неорганической химии . Физические и химические свойства и применение этилена. Химическое равновесие и условия его...
-
Бывают люди — пароходы, люди — самолеты … улицы, города и даже звезды. Художественные книги тоже часто воспринимаются как субъекты: мы ведь часто говорим «дайте Чехова», а не «дайте рассказы Чехова». Но то, что бывают люди-учебники — это редкое и необычное сегодня явление. Учебник ведь вещь довольно-таки скучная, и их тьма-тьмущая. И если студент, например, придя в библиотеку, просит выдать ему, не абы что, а именно Бонка, значит, автор определенно заслужил, чтобы книжку назвали его именем.
Наталья Бонк лингвист старой школы
Так что же это за знаменитый учебник, и почему о нем до сих пор ходит столько восторженных отзывов, хотя написан он был еще в 1960 г? Во-первых, сразу оговоримся, что его автор — это на самом деле не мужчина, а женщина, поэтому фамилию Бонк склонять нельзя. Но это уже неважно: все равно в народе этот увесистый двухтомник по английскому по старинке называют Бонком.
Как рассказывает сама Наталья Александровна Бонк, учебник написан практикующими преподавателями (кроме Натальи Александровны в состав авторов вошли еще Котий Г. А., Лукьянова Н. А.), и это делает его бесценным. Связь учителя и ученика на уроке взаимообратная, и опытный преподаватель может почувствовать те традиционно трудные места в английском и объяснить их более доступно. Сегодня же учебники часто пишутся теоретиками, ни разу не сталкивающимися с преподаванием вживую.
Сама Наталья Бонк относится к ценным профессиональным кадрам, она филолог — лингвист высшей категории, и вся ее большая жизнь связана с языком. Наталья Александровна родилась в 1924 г., получила прекрасное образование: училась вначале в специализированной школе немецкого языка, затем закончила МПИИЯ (Московский педагогический институт иностранных языков), работала в группе переводчиков, преподает и сейчас на курсах для студентов Литературного института им. Горького. Таких интеллигентов по происхождению и по духу своему, трудолюбивых, преданных профессии сейчас осталось очень мало.
Если вы любите всему учиться
Для самостоятельного обучения это, пожалуй, лучший учебник, так как в нем есть все разделы (фонетический, лексический, грамматический), а также много закрепляющего практического материала. Вы научитесь четырем вещам: говорить, слушать, читать и писать, без которых невозможно качественно знать английский. Первая часть пособия состоит из вводного, и основного курса, поурочного словаря и справочной грамматики. В вводном курсе очень много теории, используются обиходные слова и даются самые необходимые грамматические правила, как например все спряжения глагола to be во времени Indefinite и Соntinuous. Автор с первых же уроков учит лексике, умению строить диалог, поэтому преподавание фонетики, лексики ведется одновременно и последовательно, с азов и до самого верху.
Когда книга была издана, народ не был еще избалован тем разнообразием средств, которые есть сегодня для изучения английского: ни интернета, google- переводчика, ни видеокурсов не было тогда и в помине. Поэтому в учебнике много внимания уделено произношению и интонации, специфической в английском языке. Наталья Александровна и ее коллеги от руки рисовали схемы, где стрелочками, черточками, точками указывали тональность каждого слова. Все это очень трогательно и показывает, как же добросовестно старые учителя относились к своему предмету.
Особенности учебника английского языка
В основном курсе упор делается на лексику. Он целиком состоит из уроков, в начале которых -текст, затем диалоги и фразы, грамматические пояснения к тексту и упражнения трех разных видов:
- первичного закрепления
- лексико-грамматические
- развивающие навыки.
Такая схема обучения очень эффективна: одновременно учишься не только переводить и понимать текст со всей грамматикой, но и самостоятельно вести диалог. Словарь и грамматический справочник «привязаны» к каждому уроку в отдельности, то есть содержат те слова и тот грамматический материал, которые появляются по мере обучения. Очень удобно и быстро запоминается. Учитель, казалось бы, выжимая все соки из ученика, в то же время дает ему ключики от всех дверей — только учись, не ленись заглядывать в словари и справочники!
Если первая часть только учит вести диалоги на элементарном уровне, то во второй автор дает уже более сложные уроки по лексике. Диалоги ведутся не только на бытовые, а и на отвлеченные, общественные, культурные темы, тексты содержат отрывки из произведений писателей. Продолжаются пояснения по грамматике: под «закуску» оставлены разные виды глаголов и наклонений. Тоже есть справочная поурочная грамматика, много таблиц, и конечно же словари, словари, непрерывные словари… В них, кстати Наталья Александровна до сих пор заглядывает, чего и вам советует: больше знаешь — больше можешь понять.
Выход учебника Английский шаг за шагом
В 2001-м году был выпущен второй Бонк «Английский шаг за шагом». В нем фундамент остался тот же, но автор изменила принцип построения фраз и диалогов, сделав их неформальными и более живыми и приблизив к современному английскому. Обучение разговору идет с первого же урока. Учебник очень доходчив и заслужил хорошие отзывы учеников, студентов и просто тех, кто сам привык учиться. Лучше всего о нем сказала сама Бонк:
Его легкость в «прозрачности» линейной структуры: проходи в той последовательности, в которой он написан, доверься учебнику — не прогадаешь
Вообще охарактеризовать книгу можно одним словом — самодостаточность. Та добросовестность автора, с которой сделан это труд, превратила его в то пособие, по которому можно выучить язык, находясь даже в дремучем лесу или в Антарктиде. Понятность же и доступность обучения дают возможность изучить английский людям любого возраста.