Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Блез Паскаль: краткая биография, открытия и изобретения.

Блез Паска́ль - французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Паскаль родился в городе Клермон-Ферран (французская провинция Овернь) в семье председателя налогового управления Этьена Паскаля и Антуанетты Бегон, дочери сенешаля Оверни. У Паскалей было трое детей - Блез и две его сестры. Мать умерла, когда Блезу было 3 года. В 1631 году семья переехала в Париж. Блез рос одарённым ребёнком. Его отец Этьен самостоятельно занимался образованием мальчика. Ранние работы Блеза относились к естественным и прикладным наукам. Отец Блеза был сборщиком налогов, и, наблюдая за его бесконечными утомительными расчетами, Паскаль задумал создать вычислительное устройство, которое могло бы помочь этой работе.
В 1634 (в 11 лет) где-то за обеденным столом кто-то зацепил ножом фаянсовое блюдо. Оно зазвучало. Но стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, Паскаль проводит опыты, результаты которых ложатся в основу «Трактата о звуках».
Отец старался обучить мальчика древним языкам, настаивая, чтобы тот не отвлекался на разного рода пустяки. Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции. Однако тут же запретил ему всякие исследования в этой области. Но запретный плод сладок, и Блез, закрывшись в своей спальне, принялся углем выводить на полу различные фигуры и изучать их. Когда отец случайно застал его за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясен: не знавший даже названий фигур, самостоятельно дойдя до сути дела, заново доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника. Так постепенно раскрывался гений Блеза Паскаля.
В 1639 (в 16 лет) написал замечательный трактат о предмете проективной геометрии.Паскаль был первоклассным математиком. Он помог создать два крупных новых направления математических исследований.
В 1642 (в 19 лет) Паскаль начал создание своей суммирующей машины «паскалины». Машина Паскаля выглядела как ящик, наполненный многочисленными связанными друг с другом шестерёнками. Складываемые числа вводились соответствующим поворотом колес. До 1652 Паскаль построил около 50 вариантов своей машины. Несмотря на вызываемый ею всеобщий восторг, машина не принесла богатства своему создателю.
Однако изобретённый Паскалем принцип связанных колёс почти на три столетия стал основой создания большинства вычислительных устройств.Б. Паскаль пытался создать вечный двигатель и проводил ряд экспериментов, используя устройство, похожее на рулетку. Естественно, что вечный двигатель он не создал, но кое-кому из его друзей пришла в голову мысль использовать это устройство в коммерческих целях.
В 1643 Блез сконструировал счетную машину, за которую получил лично от короля Патент на изобретение с сохранением авторских прав на ее изготовление и продажу. Но это было далеко не все, на что оказался способен одаренный юноша.
В 1648, несмотря на болезнь ног, Паскаль завершил «опыты касающиеся пустоты» и доказал, что в природе нет так называемого «страха пустоты». Он изучал равновесие жидкости под действием атмосферного давления. Исходя из своих открытий, Паскаль изобрел гидравлический пресс, на века опередивший технологию того времени.
Однако все эти занятия, опыты, вычисления в какой-то момент опротивели уже прославившемуся ученому. Ему вдруг захотелось вырваться из храма науки, чтобы вкусить «прелестей» жизни. Свет встретил его с распростертыми объятиями. Знакомства с власть имущими, свободный вход в аристократические салоны, потакание всем своим прихотям и слабостям - вот что занимало Паскаля на протяжении нескольких лет. Все это время его младшая сестра Жаккелина, монахиня из монастыря Пор-Рояль, ревностно молилась за спасение души своего распутного брата.
В 1654 переписывался с Пьером де Ферма по теории вероятностей, что впоследствии оказало принципиальное влияние на развитие современной экономики и социологии. В историю физики Паскаль вошел, установив основной закон гидростатики и подтвердил предположение Торичелли о существовании атмосферного давления. В честь Паскаля называется единица измерения давления системы СИ. Кроме того его имя носит один из языков программирования Pascal, а также способ расположения биномиальных коэффициентов в таблицу - треугольник Паскаля.
24 ноября 1654, в половине одиннадцатого ночи, Паскаль пережил мистическое озарение. Придя в себя, он тут же записал откровение на кусочек пергамента, который был зашит им в подкладку своего платья. С этой реликвией Паскаль не расставался до самой смерти, после чего друзья и обнаружили её. Это стало началом новой жизни Паскаля, оставившего свои опыты и научную практику. Отныне его перо направлено на защиту «вечных ценностей». Он становится апологетом - защитником христианства. Паскаль публикует «Письма к провинциалу» - ряд художественных эссе, сочиненных в виде переписки. В них он обличал политику иезуитов, стремившихся поймать в свои сети как можно больше прихожан любыми средствами. Но не только обличение фарисейства было задачей Блеза. Главной целью своей Паскаль теперь считал служение Создателю.
Одним из самых отрадных занятий в последний год жизни Паскаля было паломничество по Парижским церквям. Он обошел их все.
Несмотря на молодость, здоровье Паскаля сильно ухудшалось. Появились ужасные головные боли. Из-за этого врачи запрещали любые умственные нагрузки. Но больной умудрялся записывать все, что приходило ему в голову буквально на любом подручном материале, будь то кусок ткани или салфетка. После смерти Блеза друзья нашли целые пачки таких вот записок, перевязанных бечевкой, которые позже были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли». В основном они посвящены взаимоотношению Бога и человека, а также апологетике христианства. Паскаль писал:
«Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа»
«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
В этой же рукописи содержалось описание доказательства разумности веры на основе теории игр, ставшее известным, как Пари Паскаля.
19 августа 1662 после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль умер.
Библиография
Русские переводы:
1. Трактат о равновесии жидкостей // Начала гидростатики (Архимед, Стевин, Галилей, Паскаль). - М. - Л., 1933.
2. Опыт о конических сечениях. Приложение: «Письмо Лейбница к Перье… племяннику г. Паскаля» // Историко-математические исследования. - М., 1961.
3. Перье М., Перье Ж., Паскаль Б. Блез Паскаль. Мысли. Малые сочинения. Письма. - М.: АСТ, Пушкинская библиотека, 2003. - 536 с. - ISBN 5-17-019607-5, 5-94643-080-7
4. Паскаль Б. Письма к провинциалу - Спб., 1898.
5. О геометрическом уме и искусстве убеждать; Разговор с г. де Саси об Эпиктете и Монтене; Об обращении грешника. (Перевод Г. Я. Стрельцовой) // Приложение к кн.: Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика. - С. 434-472.
Подробнее:
Опыт о конических сечениях (Essai pour les coniques, 1639) - теорема Паскаля о том, что во всяком шестиугольнике, вписанном в эллипс, гиперболу или параболу, точки пересечения трех пар противоположных сторон лежат на одной прямой.
Новые опыты, касающиеся пустоты (Expériences nouvelles touchant le vuide, 1647)
Трактат о равновесии жидкостей (Traités de l"équilibre des liqueurs, 1663)
Трактат о весе массы воздуха (Traités de la pésanteur de la masse de l’air, 1663)
Трактат об арифметическом треугольнике (Traité du triangle arithmétique avec quelques autres petits traités sur la même matière, 1654, издан в 1665)
Письма к провинциалу - серия из восемнадцати писем, опубликованных в 1656-1657, шедевр французской сатирической прозы
Молитвенное обращение об обращении во благо болезней (Prière pour demander à Dieu le bon usages des maladies, 1779)
Мысли о религии и других предметах (Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets) - посмертное издание, организованное родственниками: мешанина из всех черновиков, что они смогли найти, большей частью из незаконченной «Апологии христианской религии» (Apologie de la religion chrétienne). Содержит среди прочего т. н. аргумент Пари.
Трактат о пустоте - не был опубликован, после смерти автора были найдены лишь фрагменты.
Первое полное собрание сочинений Паскаля было издано Боссю под заглавием: «Oeuvres de В. Pascal» (5 т., Гаага и П., 1779; 6 т., П., 1819); последнее издавалось в Париже в 1998-1999 гг.
Рассуждение о любовной страсти. На экземпляре рукописи, найденной В. Кузеном в библиотеке Сен-Жермен-де-Пре в 1843 году, значилось, что она приписывается Паскалю. Единого мнения насчет его авторства у паскалеведов нет.

Гениальный учёный, физик, математик, изобретатель, писатель, философ и религиозный мыслитель Блез Паскаль был необыкновенно одарённым человеком.

Отец Паскаля Этьен был председателем налогового управления. Он прекрасно разбирался в математике и исследовал алгебраическую кривую 4-го порядка, названную в его честь «улиткой Паскаля». Этьен был знаком с такими известными математиками, как Ферма и Декарт.

Именно Этьен составил для Блеза Паскаля план обучения. Согласно этому плану, с 12 лет Блез должен был изучать древние языки, а с математикой он планировал познакомить сына в 15 лет.Но знакомство Блеза с математикой произошло гораздо раньше. Его очень интересовала геометрия. Хотя он не знал геометрических терминов и окружность называл «колечком», а прямую линию «палочкой», он начал находить соотношения между ними, и вскоре смог доказать Евклидову теорему о сумме углов треугольника. После этого с помощью отца он начал изучать геометрию Евклида, познакомился с работами Архимеда.

Первые научные успехи


В 1639 г, когда Паскалю исполнилось всего 16 лет, им была сформулирована одна из основных теорем проективной геометрии – теорема Паскаля о треугольнике, вписанном в окружность или в любое другое коническое сечение.

В этом же возрасте он исследовал конические сечения.

Спустя 2 годаПаскаль начал работу над созданием первой вычислительной машины. Она представляла собой ящик, внутри которого располагались шестерёнки, связанные друг с другом. Машина Паскаля выполняла простейшие математические операции. Это был примитивный арифмометр, ставший основой большинства вычислительных устройств.
Занимаясь изучением вероятности выигрыша, Паскаль положил начало теории вероятности, которую он называл «математикой случая».

Паскаль и физика


Физика была вторым увлечением Блеза Паскаля. Он подтвердил предположение Торричелли о том, что атмосферное давление существует. Кроме того, он высказал мысль, что с увеличением высоты атмосферное давление уменьшается. И когда в 1647 г. по описаниям Паскаля провели опыт, то оказалось, что на вершине горы давление атмосферы действительно ниже, чем у основания.

Паскаль доказал, что воздух имеет вес, и вычислил приблизительную массу атмосферы. Он предложил использовать барометр для предсказания погоды, так как установил, что показания барометра зависят от температуры и влажности воздуха.

В 1653 г. Паскаль сформулировал основной закон гидростатики, согласно которому давление на жидкость передается ею равномерно без изменения во все стороны. Этот закон назван законом Паскаля, а самого Паскаля считают основоположником классической гидростатики – науки о жидкости или газе в состояния равновесия (покоя).

Способность жидкости передавать давление по всем направлениям без изменения была положена в основу устройства гидравлических и пневматических устройств.

На основе закона Паскаля построены гидравлические прессы, гидравлические подъёмники, агрегаты для заправки горючим, опрыскиватели, водомёты, пневматические трубопроводы и т. д.

К сожалению, жизнь гениального учёного оказалась короткой. Его здоровье постоянно ухудшалось с 1658 г. Ужасные головные боли мучили его. Физически он стал очень слаб, хотя ему было всего 35 лет. Врачи запретили любые умственные нагрузки. А в 1660 г. Паскаль выглядел, как старик.

Умер Блез Паскаль в 1662 г.

В честь Паскаля названа единица измерения давления в системе СИ. Один из первых языков программирования называется Pascal. Имя Паскаля носит университет в Клермон-Ферране.

Великий и парадоксальный, ученый и философ, богослов и литератор Блёз Паскаль. Его имя знают все, начиная со школьной скамьи. Но, набрав в поисковике «Паскаль», найдешь лишь статьи по одноименному языку программирования, и ничего – о его философии и вере в Бога. В лучшем случае – очерк жизни гения. Чтобы узнать о философии Блёза Паскаля, надо набрать больше, чем одно слово.

За неполные четыреста лет со дня рождения (девятнадцатого июня 1623 г.) появилось целое направление – паскалеведение. Написаны тысячи исследований, статей, книг: о его жизни, научных трудах, теологии, философии. Во Франции он — фигура легендарная, каждое его слово — на вес золота.

А его наследники в философии — экзистенциалисты, начиная от Шопенгауэра и Ницше, кончая Бергсоном, Камю, Бартом, Тиллихом и многими другими. Жаль, что сегодня мало кто читает философские и богословские труды вообще, в том числе и Блёза Паскаля, блестящие по языку, остроумию, четкости аргументации и искрометности мысли.

В них много от его математического дара, привычки оттачивать каждое определение, в котором все должно быть прозрачным, ясным, простым и афористичным. Паскаль – реформатор языка, от которого берет отсчет современный французский, подобно тому, как в России современный русский язык начинается с Александра Сергеевича.

Монтень и Рабле принадлежат еще средневековой культуре, где латынь занимает слишком много места. Паскаль – уже новый век, новое время, новый язык, на котором он начинает писать философско-художественную прозу и сатирические письма. Трагический гений Паскаля разделил две эпохи – Возрождение и Просвещение, похоронив одну и став жертвой другой.

Выиграв битву с иезуитами, он проиграл общее сражение — против рационализма. Философия сердца уступила место философии разума. В XVIII веке слушали уже не Паскаля, а его врагов. Таков печальный итог его жизни и XVII века. И хотя иезуиты так и не смогли оправиться от ударов, нанесенных «Письмами к провинциалу», но их последователями стали многочисленные «порядочные люди», которые сильно поднаторели в умении выкручиваться и оправдывать любые свои прегрешения здравым смыслом.

Пыл страстного, дерзкого и бескомпромиссного Блёза Паскаля в защиту отжившей ригористической морали Августина был пылом бунтаря-одиночки, который, сломя голову, ринулся защищать «своих». Но, нанеся удар по Ордену иезуитов, он гораздо сильнее, чем хотел, затронул церковные устои.

Хотел очистить церковь от формализма, догматизма, распущенности священников и ханжества, а получилось — дал в руки критиков мощнейшее оружие, которым с тех пор пользуются все СМИ, начиная от Вольтера и кончая современными антиклерикалами. Паскаль первым использовал в борьбе силу общественного мнения, которым с тех пор научились манипулировать не только во благо.

Все в Блёзе Паскале парадоксально: его недолгая жизнь, разделенная на две неравных части религиозными озарениями и обращениями; его философия, построенная на парадоксах; его личная мораль, жестокая не только по отношению к себе, но и своим близким; его наука, за великие заслуги перед которой он не получил ни одного официального звания; его монашество, так и не принявшее официального статуса. Он был совершенно независимым и свободным человеком, имевшим право сказать:

«Я не боюсь вас…От мира я ничего не ожидаю, ничего не опасаюсь, ничего не желаю; я не нуждаюсь, по милости Божьей, ни в богатстве, ни в личной власти… Вы можете затронуть Пор-Рояль, но не меня. Можно выжить людей из Сорбонны, но меня нельзя выжить из самого себя. Вы можете использовать насилие против священников и докторов, но не против меня, ибо я не имею этих званий».

Он признавал одного Судью — Того, Кто над миром и в этом – вся его философия. Блёз Паскаль не любил Декарта, хотя был с ним знаком и ценил его математический ум. Не любил, потому что тот делал ставку на разум и не проиграл, вырастив целую плеяду тех, кто вслед за Декартом повторял: «Я мыслю, следовательно, существую».

Паскаль делал ставку на сердце и Бога, утверждая, что разум также ненадежен, как и чувства. Человека невозможно убедить только доводами разума, он гораздо легче поддается внушению, а разуму ничего не стоит обмануть человека, если он сам готов обманываться.

Известно «пари» Паскаля, основанное на теории вероятности, у истоков которой он стоял: «Если ваша религия есть ложь, вы ничем не рискуете, считая ее истинной; если она истинна, вы рискуете всем, считая ее ложной»

Против этого аргумента собственно и ополчилась вся просвещённая конница в лице Вольтера, Д’Аламбера, Дидро, Гольбаха, Ламетри и иже с ними. Эпоха Просвещения стала первой, окончательно разорвавшей связь науки и религии, оплевав не только Паскаля, но и всех, из кого она выросла.

Паскаль не был сторонником панлогизма, как Декарт или Спиноза, и не считал, что все можно решить просвещением и разумом. Человек гораздо сложнее. В нем в равной степени присутствуют добро и зло, хорошее и плохое, разум и сердце. И у каждого из них — своя логика, правда и свои законы. Невозможно заставить сердце приводить разуму свои доводы, потому что они живет в разных мирах и действуют в разных логиках.

…Из всего плотского, вместе взятого, не выдавить ни единой самомалейшей мыслишки: это невозможно, они — явления разных категорий. Из всего плотского и всего разумного не извлечь ни единого порыва милосердия: это невозможно, милосердие — явление другой категории, оно сверхъестественно.

…иные люди способны восхищаться только плотским величием, как будто не существует величия разума, а другие — только величием разума, как будто не существует неизмеримо более высокого величия мудрости!

…Как правило все дело в том, что неспособные понять связь двух противоречащих друг другу истин и убежденные, что вера в одну из них исключает веру в другую, они прилепляются к одной и исключают другую…Меж тем в этом исключении одной из истин как раз и кроется причина их ереси, а в неведении, что мы привержены обеим истинам, — причина их возражений («Мысли»).

Блёз Паскаль имел право так считать, он выстрадал свою веру и свою философию. Он стоял у истоков научной революции и первые тридцать лет бескорыстно, безоглядно, со всей страстью своей впечатлительной души служил только науке и разуму. В четыре года — он уже читает и пишет,

в девять — открывает теорию звука, в одиннадцать — самостоятельно доказывает теорему Евклида о равенстве углов в прямоугольном треугольнике, в двенадцать – участвует в дискуссиях с прославленными математиками Ферма и Декартом, в шестнадцать – публикует первый математический трактат, в девятнадцать — изобретает арифмометр.

Потом – гидростатика, гидравлический пресс, тачка, альтметр, теория вероятностей и теория игр, решение задач о циклоиде, вплотную подводящее к интегральным и дифференциальным уравнениям и это еще не все. Отдав большую часть жизни и, без того слабое, здоровье, он узнал на своем опыте, что такое наука, слава, успех и какова их цена.

В семнадцать лет от переутомления и умственного напряжения у Блёза Паскаля стала развиваться нервная болезнь: он едва мог ходить, есть ничего не мог, только пил теплую жидкость и то – по каплям. В 37 выглядел уже стариком и умер в тридцать девять – от старости и еще кучи хворей и болезней:

рака мозга и кишечного тракта, постоянных обмороков, страшных головных болей, паралича ног, судорог горла, потери памяти и бессонницы. Его переутомляла даже короткая беседа. Вскрытие мозга после смерти гениального Блёза Паскаля обнаружило одну из извилин, полную гноя и запекшейся крови.

Огюстен Пажу. Паскаль, изучающий циклоиду. Лувр.

Обращение

К вере Блёз Паскаль приходит чрезвычайно необычным и весьма странным путем. Первый раз это случилось в связи с болезнью отца, который в гололед упал на улице и повредил бедро.

Лечили его врачи из монастыря Пор-Рояль, чьи обитатели исповедовали янсенизм — религиозное учение, считавшее, что от расслабленного христианства необходимо вернуться к его истокам – строгому аскетизму, отречению от мира и его соблазнов, полностью отдавшись служению Богу.

Янсений утверждал, что человеку необходимо изжить в себе три главных губительных страсти: похоть власти, чувств и познания. Но если две первых никогда Блёзу Паскалю не грозили,

то познание было его единственной и всепоглощающей страстью. Паскаль искренне хотел стать настоящим христианином, но отказаться от науки? Неужели это действительно препятствие и ему придется выбирать: либо наука, либо Бог?

Это был большой соблазн для молодого человека: книжный, чувствительный и восприимчивый, он долго мучается, но все-таки решается уйти из науки и обратиться Богу. Однако, первая попытка обращения оказалась мечтательной и поверхностной иллюзией, идущей от ума, а не от сердца. И когда через пять лет умер отец Паскаля, а любимая младшая сестра, не послушав брата, все-таки ушла в монастырь, он, чтобы заглушить боль от потерь, вновь возвращается в науку.

Казалось, выбор сделан окончательно: он начал посещать светские салоны, появились друзья из аристократического общества, участие в азартных играх и развлечения — вполне обычный для того времени образ жизни молодого денди. Однако, воспитанный отцом в относительной изоляции от общества, привыкший скорее к уединению, чем к шумным компаниям, Блёз Паскаль уже через два года начинает испытывать тоску, тяготиться новыми знакомыми, праздной жизнью и сожалеть, что не последовал совету янсенистов.

Мучительный вопрос выбора между ученым и христианином снова встал перед ним. С трудом понимая светскую жизнь, ученый выглядел в салонах скорее как провинциальный молодой человек, неожиданно для себя попавший в столичные аристократические круги. Но пока все идет внешне обычным порядком: он влюбляется, пользуется успехом у женщин, окруженный ореолом славы ученого.

У него много планов на будущее: собирается купить должность (по законам того времени), жениться на светской красавице Шарлотте, сестре своего друга–герцога и начать жить как все. От трехлетнего светского периода остались трактат «Рассуждения о любви» и решение двух задач, связанных с игрой, положивших начало теории вероятности. И все было бы хорошо, если бы не трагический случай, окончательно расставивший все точки над i.

Однажды, в середине ноября 1654 года, он едет с друзьями на очередной праздничный вечер. Дорога шла через мост Нёйи, который в то время ремонтировался. Вдруг лошади, увидев препятствие, остановились, поднялись на дыбы и ринулись вниз в проем перил. Чудо спасло Паскаля: в пропасть сорвалась только первая пара лошадей, порвавшая ремни, крепившие их с другими лошадьми и каретой.

Карета повисла на краю пропасти, Блёз Паскаль потерял сознание, но остался жив. Этот страшный случай не прошел бесследно: началась бессонница, появилась постоянная боязнь упасть в пропасть, слева от него всегда должен был стоять стул, чтобы быть уверенным, что он не упадет. Позднее бездна стала одним из главных образов его философии.

Памятник Паскалю на башне Сен-Жак в Париже

Вскоре после этой истории, 23 ноября 1654 года, у него случилась галлюцинация, мистическое видение, экстаз. Пророчество, которое он услышал в тот момент, Блёз Паскаль успел записать на первом попавшемся под руку клочке бумаги. Затем он его аккуратно переписывает на узкий пергамент и зашивает вместе с черновиком в подкладку сюртука.

С этой запиской, получившей название «Амулета Паскаля» или «Мемориала», он не расставался и никому о ней не рассказывал, даже своей любимой младшей сестре. Текст был обнаружен совершенно случайно слугой старшей сестры, осматривавшего вещи усопшего. Вот этот текст:

Год 1654. Понедельник, 23 ноября, день святого Климента, папы и мученика. Накануне Дня Св. Хрисогона мученика. С 10:30 вечера до 12:30 ночи. Огонь. Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и ученых. Веруй, веруй, почувствуй Радость и Мир. Бога Иисуса Христа Мой Бог и твой. Deum meum et Deum vestrum - забудьте обо всем в мире, кроме Бога. Лишь Евангелие приведёт к Нему. Величие человеческой души. Праведный Отче, мир не знает Тебя, но я знаю. Слёзы радости. Я не с ними. … Боже, Боже мой, почему ты меня оставил? Позволь мне быть с Тобою навеки. Ибо Он жизнь вечная, истинный Бог наш, Иисус Христос. Иисус Христос. Иисус Христос. Я бежал и отверг Его, распятого. Могу ли я жить без Тебя? Он открывается через Евангелие. Отвергаю себя. Отдаюсь в руки Христовы. Вечная Радость за малое испытание на Земле. …Аmen.

С этого момента Блёз Паскаль уже не колебался, мучительный выбор между наукой и верой, христианином и ученым, который он никак не мог сделать, наконец, свершился. «Мемориал» — изложение личной программы на оставшуюся жизнь, без которой понять все последующее поведение и действия мыслителя невозможно.

Второе обращение Паскаля уже не было головным, оно было сердечно-мистическим, даже ему до конца непонятным. Он воспринял его как знак свыше и понял: обратного пути нет. После этого он отказывается от всех заявленных научных докладов,

удаляется в начале января следующего года в монастырь, добровольно принимает на себя все строгие монашеские обеты, однако, от монашеского пострига отказывается, оставляя за собой парижскую квартиру и право свободного перемещения.

Ему тридцать один год. Оставшиеся восемь лет стали для Блёза Паскаля самыми плодотворными, прежде всего, в философском плане. Именно в эти годы он пишет свои главные произведения: страстные, призывающие к настоящей вере, истреблению ханжества и лжи «Письма к провинциалу»

и бессмертные, тонкие, завораживающе-мистические «Мысли» — главное дело его жизни. Книга не была закончена, братия и друзья с большим трудом смогли расшифровать записи философа и по-своему их упорядочить. Опубликованы они были только после смерти мыслителя, спустя семь лет.

Жизнь Блёза Паскаля в Пор-Рояле постепенно превращалась в житие: он в прямом смысле слова истязал себя, вплоть до того, что носил пояс, сплошь утыканный гвоздями. Когда его одолевали, как он считал, гордыня и тщеславие, то вонзал пояс в плоть. Никаких излишеств ни в одежде, ни в пище, ни в жилище, а когда его мучили боли, то отказывался от врачей, полагаясь только на молитву и Бога.

Он стоически переносил все болезни, одна за другой одолевавшие его хрупкое тело, рассматривая их как благо, данное ему для искупления грехов. Полностью отказавшись от науки, Блёз Паскаль сделал исключение лишь однажды: чтобы как-то заглушить зубную боль, начал решать задачу о циклоиде, решив ее в считанные дни.

Публиковать решение он не хотел, но ему посоветовали выставить задачу на конкурс, где свой вариант решения опубликовать под псевдонимом. Жюри единогласно присудило его работе победу и первую премию. Это был прощальный жест. Больше наукой он не занимался.

Теперь главной его страстью стала вера, размышления о Боге, человеке, смысле жизни. Но если Паскаля как ученого признавали все и безоговорочно, то как философа – почти никто, объявляя то сумасшедшим, то религиозным фанатиком, то просто несчастным.

Да, он не создал своей философской системы, потому что был противником всякой догмы, да, он смеялся над философией, считая, что на нее жалко потратить и часа, потому что истина – не в рациональных доказательствах, а в сердце и открывается она ему, а не разуму. Все построенные разумом системы лишены самого главного – сердечного прозрения.

Блёз Паскаль понял главное – тщету всего земного, ложь и лицемерие мира и что достижение счастья на земле невозможно, как бы человек этого ни хотел. Ничтожество человека превращается в его величие, и несчастье — в благодать только силой веры.

…Мы никогда не живем, а лишь располагаем жить; мы всегда предполагаем быть счастливы, но неизбежно, что мы никогда не будем счастливы.

…Но, как мы ни несчастны, мы все-таки имеем идею счастья, хотя не можем его достигнуть.. .

Блёз Паскаль был мистиком, первым осознавшим трагический удел человека, заброшенного в мир не по своей воле, обреченный быть самым хрупким, самым болезненным творением, былинкой, тростником, но мыслящим тростником, самым неустойчивым, чье место всегда будет между двумя безднами – та, что над ним, и та, что в нем. Отчаяние и тоска всегда будут его спутниками.

Произведения

Чтобы понять философию парижского гения и составить о ней собственное представление, необходимо прочитать хотя бы несколько выдержек из его «Мыслей» или «Апологии христианства», как хотел назвать свою книгу Блёз Паскаль.

Его друзья, прочитав записи мыслителя, были в ужасе и оказались поставленными перед выбором: если печатать все, то это означало бы выступать против самих себя, а если сокращать, то значит погрешать перед памятью друга.

Они выбрали меньшее из зол и «отредактировали» «Мысли» как хорошие цензоры, выбросив самые неприятные для себя мысли. Даже иезуиты им показались мальчиками по сравнению с теми максимами, которые излагал Блёз Паскаль.

В его мире все не так, все наоборот. Человек – ничтожество и самое слабое творение природы, но в то же время, именно благодаря этому, он велик.
Разум может все и одновременно ничего. Дело не в том, признавать ли разум, а в том, признавать ли только разум.

Есть области, в которых разум бессилен и даже вреден, потому что создает иллюзию безопасности. Если бы все подчинялось разумным доводам, то в мире не было места таинственному и сверхъестественному, открывающемуся только сердцу.

Разум создает ложную иллюзию прочности и устойчивости, которой на самом деле нет и быть не может. Человек не может адекватно познавать мир и природу, потому что имеет сложный состав, а природа и материя – односложны. Человек бессилен в познании не подобного себе.

Затерянный и распятый между двумя бескрайними бесконечностями, вовне и внутри, человек является всего лишь песчинкой, которая пытается скрыться от ужаса в иллюзиях, услужливо поставляемых ему разумом. Бездна страшит человека, она – иррациональная, понять ее невозможно и потому она пугает человека, являясь причиной его неустойчивости и страхов.

Потратив на науку большую часть сознательной жизни, Блёз Паскаль называет ее всего лишь ремеслом, которое не имеет никакого отношения к жизни. И это так, потому что жизнь богаче, любого вымысла, а человек гораздо сложнее, чем может представиться даже самому изощренному уму.

….Я потратил много времени на изучение отвлеченных наук, но потерял к ним вкус – так мало они дают знаний. Потом я стал изучать человека и понял, что отвлеченные науки вообще чужды его натуре и что, занимаясь ими, я еще хуже понимаю, каково мое место в мире.

….Разум нам повелевает более властно, чем любой хозяин. Ведь не повинуясь второму, мы несчастны, не повинуясь первому, мы - глупцы

….Не будем же искать уверенности и прочности

…Мы только отчасти обладаем истиной и благом вперемежку с ложью и злом.

….Люди безумны, и это столь общо, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием

….Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем первые принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их опровергнуть. Ибо познание первых принципов: пространства, времени, движения, чисел – столь же прочно, как и познание посредством рассудка, именно на познания сердца и инстинкта должен опираться разум и на них базировать все свое суждение. Бесполезно и смешно разуму требовать у сердца доказательства его первых принципов, которые он чувствует…

….Все достоинство человека заключено в мысли, но что такое мысль? Как она глупа!.. Как она величественна по своей природе, как она низка по своим недостаткам.

….Мы любим безопасность. Мы любим, чтобы папа был непогрешим в вере, чтобы важные доктора были непогрешимы в нравах, - мы хотим иметь уверенность

….Мы горим желанием найти твердую почву и последнее незыблемое основание, чтобы воздвигнуть башню, возвышающуюся до бесконечности; но основа наша раскалывается и земля разверзается до самых недр своих. Перестанем же искать надежности и прочности

….Если бы все следовало делать только там, где существует достоверность, не нужно было бы ничего делать для религии, потому что в религии нет достоверности

….Как я люблю видеть этот гордый разум униженным и умоляющим

….Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня

….Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними.

….Я одобряю только тех, кто ищет, стеная

….Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.

…разум по-прежнему клеймит страсти за их низость и несправедливость, нарушая покой тех, кто им предается, и страсти по-прежнему бушуют в тех, кто жаждет от них избавиться.

….Самой жестокой войной Бога с людьми было бы прекращение той войны с ними, которую Он принес, когда пришел в мир. «Я пришел принести войну», говорит он, а средства этой войны: «Я пришел принести меч и огонь». До него Свет жил в этом ложном мире

….Мы беззаботно бежим к пропасти, поместив перед собой что-нибудь мешающее ее видеть

….Мы до того тщеславны, что хотели бы быть известными всему миру и даже последующим поколениям; суетность так сильна в нас, что уважение пяти-шести окружающих лиц нам льстит и доставляет нам удовольствие

….Суетность так укоренилась в сердце человека, что и солдат, и грубиян, и повар, и носильщик похваляются и хотят иметь своих поклонников; даже философы хотят этого; и те, кто оспаривает их, хотят иметь славу хороших писателей; и те, кто это читает, хотят похваляться тем, что прочти; и я, пишущий это, желаю, может быть, того же

….Вера должна предшествовать разуму, - это разумный принцип. В самом деле, если это правило не разумно, то оно противно разуму, от чего упаси Бог! Если же, стало быть, разумно, что вера должна предшествовать разуму, чтобы достичь еще недостижимых для нас высот, очевидно, что тот разум, который нас в этом убеждает, сам предшествует вере

….Ничто так не согласно с разумом, как это отречение от разума

….Две крайности: исключать разум и признавать только разум

….Крайний ум обвиняется в безумии, как крайний недостаток. Одна только посредственность хороша… выйти из середины, значит выйти из человечества

…..Бог есть Бог униженных, несчастных, отчаявшихся и тех, которые обращены в ничто. Его природа в том, чтобы подымать униженных, питать голодных, возвращать зрение слепым, утешать несчастных и печальных, оправдывать грешников, воскрешать мертвых, спасать проклятых и утративших надежду и т.д. Он ведь всемогущий Творец, из ничего творящий все. Но до этого существенного и собственного дела Его не допускает зловреднейшее чудовище - самомнение праведности, которая не хочет быть грешной, нечистой, жалкой и проклятой, а справедливой и святой и т. п. Оттого Бог должен прибегнуть к молоту, а именно, к закону, который разбивает, сокрушает, испепеляет и обращает в ничто это чудовище с его самоуверенностью, мудростью, справедливостью и властью, дабы оно знало, что оно погибло и проклято из-за зла, которое в нем

….Вот почему нужно, рассуждая о справедливости, о жизни и о вечном спасении, удалить совершенно с наших глаз закон, как будто бы он ничего не значит и никогда не должен был бы что-нибудь значить

….Ничего нельзя понять в творениях Божиих, если не исходить из того, что он хотел ослепить одних и просветить других

….Смирись, бессильный разум; умолкни, глупая природа: знай, что человек - существо, бесконечно непонятное для человека, вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога

….Этот прекрасный развращенный разум все развратил

…Удивительно между тем, что самая непостижимая для нашего разумения тайна - преемственность первородного греха - и есть именно то, без чего мы никоим образом не можем познать самих себя! И действительно, ничто не шокирует так наш разум, как ответственность за грех первого человека, распространяющаяся на тех, кто, по-видимому, не мог соучаствовать в нем и не может нести вину за него. Эта наследственность вины кажется нам не только невозможной, но и крайне несправедливой; с нашим жалким правосудием никак не согласуется вечное осуждение безвольного ребенка за грех, в котором он принимал, по-видимому, так мало участия, ибо оно произошло за шесть тысяч лет до его появления на свет. Конечно, ничто не может оскорбить нас больше, чем это учение; тем не менее без этой тайны, самой таинственной из всех тайн, мы не будем понятны самим себе. В этой бездне… завязывается узел нашей участи; так что без этой тайны человек непонятен еще больше, чем сама эта тайна

…Настоящая и единственная правда в том, чтобы ненавидеть себя

….Никогда люди не делают зла так много и так радостно, как тогда, когда делают это сознательно.

….Люди ненавидят друг друга – таков а их природа. И пусть они пытаются поставить свое корыстие на службу общественному благу – эти попытки только лицемерие, подделка под милосердие, потому что в основе основ все равно лежит ненависть.

….У сердца свои основания, которых разум не знает. У разума свои основания, которых сердце не знает

….Ничто так не важно для человека, как его положение; ничто ему так не страшно, как вечность. Поэтому совершенно противоестественно, что находятся люди, равнодушные к утрате своего бытия и к опасности вечного ничтожества. Совсем иначе относятся они к любой другой вещи: боятся всего вплоть до сущей безделицы, стараются все предусмотреть, всему сочувствуют; и тот самый человек, который проводит столько дней и ночей в досаде и отчаянии по поводу потери должности или какого-нибудь воображаемого оскорбления своей чести, - тот же самый человек, зная, что со смертью он потеряет все, не беспокоится об этом, не волнуется. Чудовищно видеть, как в одном и том же сердце в одно и то же время уживаются такая чувствительность к мелочам и эта странная бесчувственность к самому важному. Эта непостижимая завороженность и сверхъестественное отступление свидетельствуют о всемогущей силе, которая их вызывает

….Если человек восхваляет себя, я его уничижаю, если уничижает – восхваляю и противоречу ему до тех пор, пока он не уразумеет, какое он непостижимое чудовище.

Блез Паскаль родился 19 июня 1623 г. в г. Клермон-Ферран. Его отец, Этьен Паскаль, был местным судьёй и представителем «Дворянства мантии». Отец славился своим интересом к наукам, в том числе и математике. Мать Паскаля, Антуанетта Бежо, умерла, когда мальчику едва исполнилось три года. У Блеза было две сестры, Жаклин и Жильберта. В 1631 г. семья переезжает в Париж. Отец никогда не женится снова, а вместо этого всю свою жизнь посвятит образованию детей, и в особенности Блеза, проявлявшего большой талант к наукам. Ещё в одиннадцать лет младший Паскаль удивляет своего отца своими математическими способностями, написав небольшую заметку на тему звучания вибрирующих тел. А через год мальчик самостоятельно доказывает, что сумма углов треугольника равна двум прямым углам. Поражённый таким интересом к науке, отец берёт сына на встречу выдающихся математиков и учёных, проходившую в монашеской келье отца Мерсенна. На встрече присутствуют такие блестящие умы, как Роберваль, Дезарг, Мидорж, Гассенди и Декарт.

В возрасте шестнадцати лет Паскаль пишет небольшой трактат «Мистическая гексаграмма», основываясь на работе Дезарга на тему конических сечений. Этот небольшой труд позднее выльется в знаменитую теорему Паскаля, гласящую, что если шестиугольник вписан в круг (или любое другое коническое сечение), то точки пересечения трёх пар противоположных сторон лежат на одной прямой. Когда Дезаргу представили эту работу, он пребывает в полной уверенности, что труд принадлежит отцу, а не сыну. Когда же Мерсенн убеждает его в обратном, Дезарг приносит свои извинения. А в это время, в 1631 г., отец Паскаля, Этьен, продаёт свою должность второго председателя Высшего податного суда Франции за 65 665 ливров и вкладывает полученные деньги в государственные облигации, что приносит семье солидный доход. Тогда-то семья и перебирается в Париж. Но в 1638 г. Этьен Паскаль, выступив против налогово-бюджетной политики бывшего тогда у власти кардинала Ришелье, вынужден бежать из города. Блез и его сёстры остаются на попечении доброй соседки мадам Сенкто. После разрешения всех разногласия с кардиналом, в 1639 г. Этьен Паскаль назначается королевским сборщиком податей г. Руана.

Чтобы облегчить тяжёлый труд своего отца и уберечь его от утомительных подсчётов и пересчётов задолженностей и фактически уплаченных налогов, в 1642 г. Паскаль-младший создаёт механическую счётную машину. Эта машина, названная создателем счётной машиной Паскаля или «Паскалиной», была способна производить простейшие действия сложения и вычитания. Однако, из-за высокой себестоимости и внушительных размеров, финансового успеха создателю «Паскалина» не приносит, зато становится чем-то вроде знака отличия в среде сливок общества Франции и Европы. Но Паскаль, с твёрдым намерением наладить массовый выпуск своего изобретения, последующие десять лет посвящает совершенствованию формы и конструирует около двадцати счётных машин. Сегодня две оригинальных счётных машины можно увидеть в “Музее искусств и ремёсел” в Париже и в музее “Цвингер” в Дрездене, в Германии.

Вклад в математику и другие науки

Всю свою жизнь Паскаль оставался влиятельным математиком. Его удобное представление биномиальных коэффициентов в виде таблицы, изложенное в «Трактате об арифметике треугольника», увидевшем свет в 1653 г., получит название «треугольника Паскаля».

В 1654 г. к учёному обращается его друг, азартный игрок Шевалье де Мере, с просьбой помочь в разрешении проблем, возникающих в игре, и Паскаль, заинтересовавшись, обсуждает этот вопрос с математиком Ферма, что приводит к возникновению математической теории вероятностей. Одна из описанных ими возможных ситуаций в игре была следующей: два игрока хотят закончить игру досрочно и, учитывая условия на данный момент, желают честно разделить ставку на кону, основываясь на предпосылке, что, в данный момент, шансы победить у них равные. Исходя из этих данных, Паскаль использует случайный аргумент, получающий название «ставка Паскаля». Работа, проделанная Паскалем и Ферма, поможет Лейбницу вывести формулу исчисления бесконечно малых. Внёс свой вклад Паскаль и в философию математики, написав работы «Дух геометрии» и «Искусство убеждать».

Вклад учёного в развитие физической науки заключается в его трудах по гидродинамике и гидростатике, основанных, главным образом, на гидравлических законах. Следуя теориям Галилео и Торичелли, он оспаривает утверждение Аристотеля о том, что созидание имеет материальную природу, будь она видимой или невидимой. Паскаль утверждает, что в любой материи присутствует вакуум. Он доказывает, что именно вакуум движет ртутью в барометре и даже заполняет пространство над веществом в ртутном столбике. Результаты своих практических экспериментов Паскаль в 1647 г. излагает в работе «Новейшие опыты касательно вакуума». Эти опыты, произведшие фурор во всей Европе, выводят закон Паскаля и доказывают пользу барометра.

Поздние годы

Зимой 1646 г. отец Паскаля поскользнулся на льду, сковавшем улицы Руана, и, упав, сильно травмировался. Состояние было критическим, и за его лечение берутся доктора Деланд и ла Бутейлери. Эти талантливые врачи были последователями идей Жана Жильбера – и янсенистами. От них Паскаль узнаёт об этом движении, и даже берёт у них литературу по этому вопросу. На этот период приходится первый всплеск его религиозности. Смерть отца в 1657 г. и последовавший за этим уход сестры Жаклин в янсенистский монастырь Порт-Рояль оставляют глубокий след в душе Паскаля и ухудшают состояние его здоровья. В роковой день октября 1654 г. Паскаль оказывается на волосок от смерти, когда на мосту Нёйи лошади прыгнули через парапет, едва не утянув за собой экипаж учёного, зависший на самом краю пропасти. Паскаль и ехавший в экипаже друг остаются живы, но происшествие приводит его к душевным расстройствам и ярому обращению в религию.

В январе 1655 г. Паскаль отправляется в монастырь Порт-Рояль, и, с тех пор, в течение нескольких лет живёт между Порт-Роялем и Парижем. Это погружение в веру порождает его первую известную религиозную работу «Провинциальные записки», в которой он подвергает остроумной критике богословскую софистику. В книге успешно сочетаются рвение верующего и остроумие и лоск светского человека. Это собрание, состоящее из 18 отдельных писем, Паскаль издаёт между 1656 г. и 1657 г. под псевдонимом Луи де Монталь. «Провинциальные записки» приводят в ярость Людовика XIV, и янсенистскую школу при Порт-Рояле закрывают, ссылаясь на разногласия в трактовках церковных догм. Даже папа Александр VII, впечатлённый весомыми аргументами, приведёнными автором в книге, публично осуждает труд Паскаля.

Смерть

С восемнадцати лет Паскаль страдает поражением нервной системы, причинявшим ему частые боли. С 1647 г., после паралитического припадка, передвигаться он может только на костылях, голова его постоянно болит, внутри всё горит огнём, а руки и ноги вечно холодные. В 1659 г. болезнь берёт над ним верх, и, в течение последующих трёх лет, состояние будет только ухудшаться. Ещё одним ударом становится смерть Жаклин в 1661 г. 18 августа 1662 г. Паскаля соборовали, а следующим утром, 19 августа, великий учёный скончался.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Имя: Блез Паскаль (Blaise Pascal)

Возраст: 39 лет

Деятельность: математик, механик, физик, литератор, философ

Семейное положение: не был женат

Блез Паскаль: биография

Изобретения и открытия

Во время семинаров Паскаль познакомился с геометром Дезаргом и начал изучать его труды. Рукописи Дезарга были написаны сложным языком, поэтому Блез, черпая идеи и вдохновение из его научных трудов, придавал математическим формулам упрощенный вид.

Далее у 17-летнего молодого человека состоялся дебют в печати: в 1640 году свет увидел «Опыт теории конических сечений», ставший основополагающим трактатом для дальнейших трудов в области геометрии. Третья лемма из этого труда является теоремой Паскаля, которая помогает строить каноническое сечение по пяти точкам.


Зимой того же года Блез Паскаль переехал в столицу Нормандии – Руан. В этом городе Паскаль-старший трудился по специальности, делая утомительные и монотонные расчеты в столбик. Блез стремился упростить работу отца, вследствие чего у него возникла идея о создании суммирующей машины.

Уже в 1642 году Блез занимался разработкой чудо-аппарата. Его арифмометр, сделанный по принципу античного таксометра, выглядел как ящик с многочисленными шестеренками и позволял производить расчеты с шестизначными числами, а подсчет производился в полуавтоматическом режиме.


Однако изобретение Паскаля не принесло лавров почета его создателю. В те времена во Франции налоговые подсчеты велись в ливрах, су и денье, поэтому использование машины с десятичной системой исчисления только усложняло этот процесс, хотя Паскаль в течение десяти лет пытался усовершенствовать свое творение.

Зато открытие Паскаля стало ключевым для дальнейших научных трудов: в конце XVI века страна Сезанна и пармезана наконец-таки перешла на метрическую систему, а в 1820 году был запатентован первый механический калькулятор, который принес богатство своему создателю – Шарлю Ксавье Тома де Кольмару.


В конце 1646 года Блез Паскаль, узнав о трубке, изобретенной Торричелли, стал увлекаться физикой. Ученый начал ставить эксперименты, доказывая, что гипотеза Аристотеля о «боязни пустоты» имеет пределы. Итальянский гений Торричелли проводил опыт с трубкой, наполненной ртутью, чтобы доказать существование атмосферного давления, и пришел к выводу, что в опущенной в ртуть трубке образуется пустота.

Блез видоизменил этот эксперимент и сделал заключение, что верхняя часть трубки не наполнена парами химического вещества, тонкой материей или иной субстанцией. Результаты своей работы Паскаль опубликовал в трактате «Новые опыты, касающиеся пустоты», а далее стремился прийти к выводу, что столбик с ядовитым металлом удерживается давлением воздуха.


Кроме того, Блез Паскаль выпустил в свет рукопись «Трактат о равновесии жидкостей» (1653), сформировал идею гидравлического пресса и установил основной закон гидростатики, опровергнув учение древнегреческого философа.

В 1651 году у Паскаля умер отец, а его сестра Жаклин, в которой он находил друга, простилась с мирской жизнью и ушла в монастырь. Чтобы отвлечься от трудностей бытия, Блез стал чаще появляться в обществе, а в 1652 году удостоился признания и славы, презентовав свою суммирующую машинку шведской королеве Кристине.


Успех вызвал у Паскаля интерес к дальнейшей научной деятельности, славе и светской жизни. Ученый часто пребывал в компании своих друзей и играл в азартные игры. Наблюдая за игрой в кости, Паскаль и Ферма заложили основы теории вероятности, в результате чего заинтересовавшийся в этих подсчетах Гюйгенс написал сочинение «О расчетах в азартных играх» (1657).

Философия

Блез Паскаль оставил след в истории как математик и физик, однако мало кто знает, что Паскаль отстранился от научной деятельности, отдав предпочтение философии.

Дело в том, что в 1654 году Блез Паскаль, который планировал написать трактат «Математика случая», решил отстраниться от светской жизни из-за озарения, случившегося в половину двенадцатого вечера. После бессознательного потока мысли пришедший в чувство Блез начал записывать на первом попавшемся кусочке пергамента свои идеи, зашив этот черновик в подкладку одежды. Эта запись, названная «Мемориалом» и изменившая судьбу ученого, была обнаружена только после смерти Паскаля.


Блез решил покинуть столицу Франции и сделаться духовником в монастыре Пор-Рояль, приравняв все светские связи, которые ранее давали ему надежду на счастливую жизнь, к греху. Паскаль был принят в обитель и стал придерживаться сурового образа жизни. Несмотря на тяжелый распорядок дня, малое количество сна и постоянные молитвы, ученый почувствовал улучшение здоровья и возвышение духа.

Помимо прочего, Блез Паскаль, после дискуссии с янсенистами и иезуитами, которые в духе рационализма излагали пропаганду моральных ценностей, создал «Письма к провинциалу». Трактат Паскаля, опубликованный под псевдонимом и осуждающий казуистику, вызвал скандал в общественности, поэтому ученый, рискуя попасть за решетку, вынужден был некоторое время скрываться и жить под чужой фамилией.


Также Паскалем был представлен аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры, знакомый нынешнему поколению как пари Паскаля. Суть рассуждений заключалась в том, что без веры в Бога жить опасно, потому что в случае существования оного атеиста ждут вечные муки, что является «проигрышем». Но и цена «выигрыша» невелика, ведь если религиозные своды являются выдумкой, то безверие ничего не дает.

Личная жизнь

О характере Паскаля следует судить по его философским рассуждениям, а единственной любовью в его жизни была наука. Паскаль придерживался аскетичного образа жизни, поэтому о потомстве великого ученого не может быть и речи. Также известно, что Блез был слаб здоровьем: по легенде, еще, будучи трехлетним мальчиком, он был проклят женщиной, просившей милостыню.


Этьен верил в колдовство, поэтому, заподозрив неладное, нашел ведьму и велел избавить сына от проклятия. Порча была перенесена на черную кошку, но Паскаль на протяжении всей жизни испытывал физические недомогания. Например, однажды после обеда у философа началось усиленное сердцебиение, которое чуть не довело математика до обморочного состояния.

Паскаль считал, что причиной болезни сердца стала его праздность. Но, согласно сохранившимся рукописям, Паскаль страдал перечнем заболеваний - от рака головного мозга до проблем с позвоночником. Современники говаривали, что Паскаль был похож на старика, повидавшего жизнь в 37-летнем возрасте, но Блез, несмотря на запреты врачей, продолжал заниматься утомительной научной и писательской деятельностью. Физик понимал, что находится на волоске от кончины, но не испытывал страха перед смертью.

Смерть

С каждым годом здоровье Паскаля стало ухудшаться, а лекари не могли вылечить ученого от всех заболеваний, кроме того, у него обнаружили туберкулез кишечника.


Место захоронения Блеза Паскаля

Блез скончался 19 августа 1662 года, на сороковом году жизни. В память об ученом, поразившем мир своими достижениями и изречениями, был назван кратер на Луне, университет во Франции и язык программирования Pascal.

Открытия

  • 1634-1635 – «Трактат о звуках»
  • 1640 – «Опыт теории конических сечений»
  • 1642 – Суммирующая машина Паскаля
  • 1647 – «Новые опыты, касающиеся пустоты»
  • 1653 – «Трактат об арифметическом треугольнике»
  • 1653 – «Трактат о равновесии жидкостей»
  • 1854 – «Мемориал»
  • 1657-1658 – «Мысли»

Цитаты

  • «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни»
  • «Во мне, а не в писаниях Монтеня, содержится то, что я в них вычитываю»
  • «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть он знает, каков он в действительности»
  • «Доводить до суеверия благочестие – это подрывать его»
  • «Может ли быть что-нибудь нелепее факта, что такой-то человек имеет право убить меня, потому что он живёт по ту сторону реки или моря, и потому что его правительство в ссоре с моим, хотя я никакой не имею с ним ссоры»

Лучшие статьи по теме