Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Blender установка. Blender — Основы — Базовая настройка

В главе 2: Интерфейс Blender, вы научились настраивать экраны, окна и панели с учетом Вашего рабочего процесса, и сохранять эту конфигурацию в качестве используемой по умолчанию (Ctrl-U ). Blender предлагает еще больше настроек, в "скрытом" окне настройки. Откройте Blender и взгляните на заголовок на самой верхней части экрана.

Рисунок PO.02: Открытая "супер-секретная" панель пользовательских настроек.

Этот заголовок как и любой другой в Blender, и если вы внимательно посмотрите расположение экрана, вы поймете, что 3D окно внизу тоже имеет заголовок. Вы видите этот заголовок? Поместите курсор мыши на линию между этим заголовком и началом верхней части 3D окна. Курсор изменится на двухстороннюю стрелку, указывающую, что вы можете изменить размеры. Зажмите ЛКМ линию и потащите вниз. Вы только что расширили и показали окно User Preferences (Пользовательские настройки).

Давайте пройдемся через различные разделы настроек пользователя, подчеркнув некоторые наиболее полезные опции. Не стесняйтесь экспериментировать с вариантами, которые не охвачены здесь - подсказки которые вы видите, когда наводите курсор мыши на кнопки, могут дать вам несколько больше информации о доступных настройках, и не волнуйтесь о том, что можете что-нибудь испортить. До тех пор, пока вы не нажмете Ctrl-U , внесенные изменения не будут сохранены в качестве используемых по умолчанию.

View & Controls (Просмотр и Средства управления)

Рисунок PO.03: “Select With” "Выделение с" - выделения с левой или правой кнопки мыши.

Если Вы действительно не можете принять, что Blender использует ПКМ для выбора, то вы можете изменить эту настройку здесь. Select With позволяет поменять функциональность левой и правой кнопки мыши. Просто помните, что если вы выберите использовать ЛКМ , все туториалы и инструкции будут трудны для вас. Если Вы думаете, что привыкание к новым методам выбора тяжело, попробуйте выполнить туториал с перевернутыми инструкциями!

Рисунок PO.04: Around Active удобна при работе в течение длительного времени над одним объектом.

View rotation может быть полезен, когда Вы будете сосредотачивать вашу работу над отдельным объектом некоторое время. Использование настройки Turntable (Поворот сцены) и Around Active (Вокруг Активного) позволит СКМ использовать Активный объект как центр вращения, что позволяет легко изменять угол просмотра объекта без необходимости беспокоиться о потере его в 3D окне.

Другие полезные опции:

Кнопка View Name (Просмотр имени) расположена слева. View Name отображает название текущего просмотра (Спереди, Сверху, Из камеры, Сбоку и др.) в верхнем левом углу всех 3D окон, чтобы помочь вам ориентироваться.

Emulate 3 Button Mouse (Эмулировать 3 кнопочную мышь) Если вы работаете с мышью, которая не имеет среднюю кнопку, или на ноутбуке с точпадом или миниджойстиком, включение этой опции позволяет имитировать СКМ при нажатии клавиши Alt+ЛКМ . Итак, комбинация Shift+СКМ , которая передвигает окно, будет доступна с помощью Alt+Shift+ЛКМ . Изменение масштаба Ctrl+Alt+ЛКМ . Вращение окна Alt+ЛКМ .

Edit Methods (Методы редактирования)

Орган управления Auto keyframe (Автоматические ключевые кадры) является удобным инструментом для аниматоров. Как вы помните из главы анимации ключевые кадры, задаются с помощью клавиши I , после чего выбираются ЛКМ соответствующие основные типы. Включение кнопки Action and Object в этом поле, приведет Blender к автоматическому добавлению ключей в текущем кадре в тех случаях, когда объект или кость трансформируются.

Рисунок PO.05: Орган управления Auto keyframe (Автоматические ключевые кадры) могут ускорить рабочий процесс вашей анимации.

Кнопка Available немного изменит это поведение, устанавливая ключи только для уже существующих каналов Ipo . Это означает, что если вы вручную установили ключевые кадры для перемещения объекта, тогда при перемещении и вращении его, только ключи для перемещения будут автоматически установлены, в то время как ключи вращения не будут создаваться.

Undo (Отмена)

Если вы имеете дело с огромными сценами, которые содержат большое количество высокого полигональных мешей или данных анимации, система отмены в Blender может резко замедлить компьютер из-за требования к памяти. Если вам кажется, что это происходит на некоторых сценах, можно облегчить проблему за счет сокращения шагов отмены, или принять еще более радикальные меры, полностью отключив Global Undo (Глобальная Отмена). Конечно, это означает, что вы будете работать без отмены. Только не забудьте сохранить резервные копии ваших предыдущих работ!

Language & Font (Язык и шрифт)

По умолчанию, только одна неактивированная кнопка появляется в этом разделе настройки. Включение International Fonts (Международные шрифты) вызовет немедленное изменение всего интерфейса Blender. Шрифт изменяется и становится красиво сглаженным. Этот альтернативный способ просмотра интерфейса может немного замедлить Blender, но если вам нравиться этот вид, может быть, это будет целесообразно для вас. После того как International Fonts (Международные Шрифты) были включены, вы можете изменить основной шрифт и размер шрифта для интерфейса и даже выбрать из восемнадцати (в данный момент) разных переводов. Имейте в виду, что не все переводы являются полными.

Themes (Темы)

Рисунок PO.07: Тема Rounded .

Темы непосредственно влияют на элементы интерфейса. Простейший способ увидеть это переключить тему Default на Rounded в выпадающем меню.

После смены темы по умолчанию, изменяются все инструменты конфигурации. Если вы хотите, то можете использовать эти инструменты, для настройки каждого элемента в интерфейсе. Можно даже сохранить тему которую вы создали с помощью меню File (Файл). Выберите Export (Экспорт) в нижней части меню File (Файл) и выберите Save current theme... (Сохранить текущую тему...), чтобы вызвать окно, которое сохранит вашу текущую тему в ваш каталог Scripts (Скрипты). Созданными файлами тем (.py) можно делиться с другими пользователями Blender, чтобы они также могли насладиться вашим гением создания тем.

Рисунок PO.07.2: Выбор созданной темы из меню Script (Cкрипт).

Конечно, вы также можете получить темы от других пользователей (поищите в интернете Blender Themes (темы Blender). Чтобы включить тему которую Вы загрузите, поместите её в свою папку скриптов Scripts , затем запустите Blender. Измените одно из ваших окон в Script Windows (иконка со змейкой), а затем найдите подменю Themes в меню Script на заголовке окна.

Рисунок PO.07.3: После того как Вы выберите скрипт темы, она будет добавлена в меню Themes в окне настройки.

Выбор имени темы добавит его к темам, выбираемых в меню окна пользовательских настроек.

Если вам нравится тема, не забудьте использовать Ctrl-U , чтобы сохранить её в вашей конфигурации по умолчанию. В противном случае вам придется вновь импортировать её каждый раз, когда вы запускаете Blender.

Auto Save (Автосохранение)

Рисунок PO.9: Настройки Auto Save (Автосохранение).

В то время как вы работаете, Blender в фоновом режиме сохраняет временные файлы вашей сцены. Это великолепно, особенно если с вашей системой (или Blender) происходит сбой, и у Вас нет сохраненной работы. На этом экране настройки нажмите кнопку Open Recent (Открыть Последние), и будут загружены временные файлы, сохраненные в последнее время, мы надеемся это восстановит, по крайней мере некоторые ваши работы. Если вы параноидальный человек с нестабильной системой, Вы можете установить Minutes (Минуты) на уровне 1 , таким образом резервное копирование файлов происходит один раз в минуту.

System & OpenGL

Рисунок PO.10: настройки OpenGL освещения в режиме Solid .

Три средства управления OpenGL влияют на отображение в 3d окне в режиме Solid . По сути, это виртуальные лампы, которые Blender использует для освещения в режиме Solid . Кнопки Light (Свет) включают и отключают три лампы, в то время как иконки выбора цвета изменяют цвета и отражения с помощью клика на них ЛКМ . Перемещение зажатой ЛКМ на сферах передвигает источник света.

Другой полезной функцией контроля в этой группе является Emulate Numpad. (Эмулировать Цифровую клавиатуру). При использовании Blender на ноутбуке, или с любой клавиатурой, где отсутствует отдельные цифровые клавиши, эта кнопка меняет стандартные цифровые клавиши, которые обычно используются для управления слоями, на использование в качестве замены Numpad (Цифровая клавиатура). Например, клавиша 1, которая обычно показывает 1-й слой, будет использоваться для установки Front View (Вид спереди), который обычно включается клавишей «1» на цифровой клавиатуре. При включение этой опции теряется контроль горячих клавиш для слоев, но если у вас нет доступа к цифровой клавиатуре для переключения видов, это, безусловно, того стоит.

File Paths (Расположение файлов)

Если вы постоянно не ищите определенные каталоги, чтобы найти рендеры и текстуры изображений, этот набор средств управления не будет вам нужен в первую очередь. В основном вас устроят настройки по умолчанию, в которых указано где Blender загружает и сохраняет что-либо. Если вы хотите изменить каталог по умолчанию для сохранения ваших рендеров, укажите другой путь, нажав на значке папки. При этом появится окно обзора файлов, из которого можно выбрать новую папку по умолчанию.

Одну настройку вы должны обязательно рассмотреть в данном разделе - путь Temp . Многие из вспомогательных функций Blender, такие как рендеринг анимации, автоматическое сохранение, восстановление после сбоев требуют, чтобы этот путь быть настроен на реально существующую папку на жестком диске. В некоторых системах уже есть по умолчанию каталог /tmp/ , а некоторых нет.

Возможно самый простой способ проверить, действительно ли ваша система настроена правильно, без каких-либо технических подробностей, состоит в том, чтобы нажать кнопку Open Recent в настройках Auto Save . Если это выдаст ошибку, о том что файл не может быть открыт, значит каталог Temp не настроен. В этом случае у вас есть два варианта:

1. Перейдите в свой домашний каталог (С:\ в Windows; ~/ на Linux и OS X) и создайте новую папку под названием tmp .

2. Выберите иконку папки справа от поля Temp и, использовав окно обзора файлов, найдите какой-нибудь каталог на вашем жестком диске, где Blender может хранить временные файлы.

Теперь, когда мы рассмотрели различные разделы настроек, вы можете вернуть курсор мыши обратно на разделительную линию между окном настройки и 3D окном. Нажмите ЛКМ на линию и перетащите ее обратно вверх.

Чтобы Вы не думали, что окно настроек, это некоторое "специальное" окно, посмотрите на меню Window .

Правильно. В дополнении к верхнему размещению в Blender, все это время настройки пользователя были доступны из каждого окна с которым вы работали с до сих пор. Любое окно в Blender можно установить в любой тип окна, включая окно настройки пользователя.

Теперь вы знаете где находятся настройки Blender.

Blender - весьма оригинальная программа. И интерфейс - самая большая преграда для новичков и для переходящих с других программ. Еще большей преградой он становится тогда, когда человек захочет пересесть на другой 3d пакет! Освоившись в блендере, человек осознает его преимущества и неохотно переходит на другие пакеты, а иногда просто физически не может. Именно уникальность интерфейса всех пугает. Знакомство с внешним видом обычно начинается со следующих страниц:

Я предлагаю более глубокое знакомство с интерфейсом, так что будет много подробной информации.

Концепция интерфейса.

* Внешний вид можно настроить как угодно, для любых задач, сделать любое количество окон, любой размер, любой тип, даже использовать любые цвета.
* В блендере активно используются горячие клавишы для повышения скорости работы.
* Интерфейс отрисовывается при помощи OpenGL.
* Каждое окно может быть изменено на любой тип.
Интерфейс состоит из многих основных составляющих: Окна, заголовки, контексты, панели, вкладки, кнопки, движки, переключатели и т. д. Обо всём этом мы и будем говорить.

Клавиатура и мышь.

Для начала оговорим некоторые моменты, чтобы не путаться в будущем.
* ЛКМ (Левая Кнопка Мыши), СКМ (Средняя Кнопка Мыши, нажатие колёсика) и ПКМ (Правая Кнопка Мыши)...
* Кнопки: R, G, X... Комбинации кнопок: Shift+Z, Shift+Alt+A...
* Кнопки на цифровой клавиатуре Num1, Ctrl+Num7, NumТочка...
* Рекомендуют использовать мышь с нажимающимся колёсиком.
* Золотое правило: "держите одну руку на клавиатуре, а другую на мышке"
* Возможна эмуляция третьей кнопки мыши (для старых 2кнопочных): окно User Preferences, View and Controls Context, Emulate 3 Button Mouse. *
На ноутбуках можно эмулировать Num клавиатуру, так как она используется очень часто. Стандартные цифры будут использоваться вместо нумпада: окно User Preferences, System & OpenGL Context, Emulate Numpad.

Система окон.

Теперь можно запустить блендер. В WinXP появится консоль (командная строка) и окно самого блендера. Так же появится картинка-заставка о версии программы.

Сразу посмотрим на консоль. Там напишут что "не найден установленый питон (Python - язык программирования) .. НЕКОТОРЫЕ скрипты могут не работать." Так что не бросайтесь качать полную версию питона. Для начала и так сгодится.

При запуске загружается "сцена по умолчанию". Она содержит ТРИ окна. Самое большое - окно 3d вида (3D Viewport window). Снизу - окно кнопок (Buttons Window) . Сверху узкая полоска - окно пользовательских настроек (User Preferences window).

Окно можно условно разделить на несколько основных элементов:

- Тип окна (Window Type) - позволяет переключаться между всеми типами окон.

- Главное меню (Main Top Menu) - находится в окне "настройки пользователя" (User Preferences). Эти настройки НЕ сохраняются в готовых.blend файлах. Они влияют на "сцену по умолчанию". Для просмотра настроек зажмите (ПКМ) и стащите границу между окном 3д вида и верхним заголовком.

- Текущий экран (Current Screen) - в блендер встроено 5 готовых экранов: анимация, моделирование (по умолчанию), материалы, секвенсор, скрипты. Переключение Ctrl+стрелка влево или вправо.

- Текущая сцена (Current Scene) - позволяет организовать работу. Например разбить проект или игру на отдельные сцены и переключаться между ними. - Информация о ресурсах (Resource Information) - справа в заголовке окна настроек показаны параметры сцены:

- Объектный режим: показано количетво точек, вершин (Vertex, Ve); полигонов, граней (Face, Fa); объектов (Object, Ob) первая цифра - общее кол-во объектов в сцене, через дефис - количество выделеных объектов. Количество занятой памяти (Memory, Mem)

- Режим редактирования: показано количетво точек (Vertex, Ve: выделеных-общее количество); рёбер (Edge, Ed: выделеных-общее количество) ИМЕННО ТАК! В переводчиках может быть переведено с ошибкой! Edge - ребро, отрезок! Полигонов (Face, Fa: выделеных-общее количество); Количество занятой памяти.

- 3D манипуляторы (3D Transform Manipulator) - виджеты, позволяют трансформировать объекты (перемещение, врщение, масштабирование). Ctrl+Space вызывают окно настроек. Виджеты так же настраиваются в заголовке 3d окна. При зажатом Shift+ЛКМ можно включать\выключать несколько манипуляторов одновременно.

- 3D курсор (3D Cursor) - определяет, где появится новый объект. Может быть центром трансформаций. Применяется для привязки.

- Сцена по умолчанию Default Settings) - при первом запуске блендера появляются три объекта: куб (Mesh - переводится как СЕТКА, но иногда говорят просто МЕШ) в глобальном центре, лампа источник света (Light) и камера (Camera). Это называется сцена по умолчанию. Вы можете изменить её по своему желанию, нажать Ctrl+U и блендер всегда будет запускаться с вашей новой сценой. Если необходимо загрузить именно исходную сцену, то нажмите File - Load Factory Settings. Может так случиться что вы перемудрите со своей сценой по умолчанию и захотите её убрать. Это можно сделать или удалив файл.B.blend в папках блендера, или File - Load Factory Settings, Ctrl+U.

- Выделенный объект (selected object, ПКМ) - имеет розовые очертания, слева снизу 3д вида показывается его имя.

- Панель редактирования (Editing Panel Group) - нижнее окно кнопок имеет несколько групп кнопок. Полоска из кнопок позволяет переключаться между разными группами (контекстами).
В русском сообществе слово "контекст" не закрепилось, поэтому говорят: в кнопках логики, в материале, в свойствах объекта, в рендере.. или указывают горячку (F9..).

- Текущий кадр (Current frame) - применяется при анимации.

- Затенение 3д вида (Viewport shading) - Блендер может по разному отображать объекты. Есть несколько вариантов, их выбор зависит от требования работы и от мощности компьютера. Textured - самый ресурсоёмкий режим, он отрисовывает текстуры в 3d виде. Shaded - затеняет объекты в зависимости от установленных в сцене ламп. Solid - затеняет в зависимости от настроек OpenGL. Wirefarme - показывает только рёбра объектов. Bounding Box - показывает габариты объекта в виде ящика.

- Опорная точка (Rotation/Scaling Pivot point) - деформации и привязки тела происходят относительно этой точки.

- Вкладки, панели (Panels) содержат кнопки и движки. Могут быть скрытыми или сгруппироваными.

- Слои (Layers) - позволяют облегчить насыщенную сцену, разместив объекты на разных слоях.

- Заголовок окна содержит меню и основные кнопки в зависимости от типа окна.

- Заголовок - серая полоска, содержащая меню и кнопки. Он располагается или сверху окна или снизу или вообще его не видно. Для настройки щелкните ПКМ на самом заголовке или на границе окна.

Если вы будете перемещать мышкой по окнам, то заметите, как заголовок изменяет цвет с темного на светло-серый. Это означает, что данное окно находится в фокусе (АКТИВНОЕ) и все нажатые клавиши будут действовать именно для этого окна.

Слева в заголовке отображается иконка текущего типа окна. Щелкните ЛКМ, и можете выбрать любой из 16 типов окон. Так же отображается МЕНЮ. Меню можно сворачивать и разворачивать, нажимая на треугольник. Пункты меню зависят от типа окна, от выделеных объектов и их режимов. Напротив некоторых команд написаны горячие клавишы.

Любое окно можно быстро развернуть на весь экран. Можно из меню View - Maximize Window, но быстрее и удобнее использовать Ctrl+вверх (Ctrl+вниз, Shift+Space). Можно менять размеры окна просто перетащив его границу. Можно разделить окно - поставьте курсор на границу окна, СКМ или ПКМ, разделить (Split Area). Перемещение мышки определяет место новой границы между окнами. Зафиксируйте положение ЛКМ, или отмените ПКМ (или Esc). Новое окно будет копией разделенного окна, можете назначить ему другой тип. Можно соединить два окна в одно - нажмите на границе СКМ (или ПКМ), Join Area, укажите какое окно нужно закрыть.

Типы окон.

В блендере одно общее окно разделено на несколько прямоугольников. Каждое из них может показывать различную информацию, в зависимости от выбранного типа окна (Window type). Каждое окно независит от остальных, можно сделать несколько окон одного типа. Например можно открыть несколько окон 3D вида и смотреть на сцену сразу с нескольких точек. Тип меняется в левой части заголовка.

Типы окон разделены по функциональности:

- Окно скриптов (Scripts window) - позволяет использовать встроеные скрипты на языке Python.
- Браузер файлов (File Browser) - работа с файлами: открытие, сохранение, импорт, поиск...
- Браузер картинок (Image Browser) - ищет картинки и отображает в виде превьюшек.
- Редактор нодов (Node Editor) - обработка и компоновка материалов и изображений. Вообще то Node переводится как "узел" но так повелось что это слово в блендере не переводят.
- Окно кнопок (Buttons Window) - вкладки и кнопки для различных настроек.
- Outliner - помогает найти и организовать объекты.
- Настройки пользователя (User Preferences) - меняет основные настройки блендера для лучшей работы. Не сохраняются в.blend файле.
- Текстовый редактор (Text Editor) - здесь можно сделать записи к проекту или написать скрипт на языке Python.
- Окно Аудио (Audio Window) - отображает звуковые файлы и их согласование с кадрами анимации.
- временнАя шкала (Timeline) - отображает ключевые кадры анимации, перемещает к любому кадру.
- Видео секвенсор (Video Sequence Editor) - собирает части видео, изображения, сцены в одно целое.
- Редактор графики (UV/Image Editor, ув едитор) - рисование, редактирование, наложение текстур.
- NLA Editor - управляет нелинейной анимацией.
- Action Editor - объединяет отдельные действия в их комбинации.
- Редактор кривых (Ipo Curve Editor) - анимирует перемещения, изменения объектов.
- Окно 3d вида (3D View) - графическое отображение вашей сцены.

Экраны.

Гибкость интерфейса позволяет создавать разное рабочее окружение для разных задач. Иногда требуется быстро переключиться на другое расположение окон. Для 5 основных задач в блендере есть предустановленные экраны - заготовки расположения и типов окон.

Разные экраны помогают при разных задачах:

1. анимация,
2. моделирование,
3. работа с материалами,
4. секвенсор,
5. работа со скриптами.

Блендер выстраивает список экранов в алфавитном порядке (имена встроеных экранов начинаются с цифры). Для смены экрана нажмите Ctrl вправо или Ctrl влево или выберите из раскрывающегося списка.

Каждый экран запоминает последнюю используемую сцену. Выбирая разные экраны вы будете переключаться на разные сцены. Все изменения размеров и типов окон происходят только в текущем экране.

Вы можете добавить свой экран, выбрав строку Add New. Новый экран будет копией предыдущего. Щелкнув на имени экрана вы сможете его перименовать (например 6-MyScreen). Вы можете удалить текущий экран, нажав на крестик и подтвердив удаление.

Когда вы сохраняете.blend файл, все настройки экранов сохраняются там же. При ОТКРЫТИИ файла, в заголовке файл браузера нажмите кнопку LOAD UI (загрузить интерфейс пользователя), и загрузятся столько экранов, сколько их сохранено в файле. Выключите LOAD UI и ваши экраны останутся без изменений.

Для увеличения функциональности блендера можно заранее подготовить несколько экранов: (Для опытных)

1-Моделирование: 4 экрана 3d вида, окно кнопок.
2-Освещение: 3d вид для перемещения ламп, редактор тектур для отображения рендера, окно кнопок для рендера и настроек ламп.
3-материалы: окно кнопок для материалов, 3d для выбора объектов, Outliner, (окно скриптов).
4-Развертки: UV редактор, 3d вид для швов и разверток.
5-Рисование: UV редактор, 3d вид в режиме выбора граней (F), 3 маленьких 3d вида по вертикали с фоновыми изображениями, окно кнопок.
6-Анимация: окно IPO кривых, 3d вид для арматуры, NLA окно.
7-Node: большое окно для нодов, UV редактор для результата рендера.
8-Cеквенсор: IPO кривые, секвенсор в режиме предпросмотра, временная шкала, окно кнопок.
9-Cкриптинг: Outliner, окно скриптов для записей.
Внесенные изменения можно сохранить в сцене по умолчанию (Ctrl+U).

Сцены.

В блендере есть возможность сохранять несколько разных сцен внутри одного.blend файла. Один объект может использоваться в нескольких сценах. И наоборот, все сцены могут быть совершенно независимы друг от друга.

Выбор, добавление, удаление сцен возможно в меню заголовка, кнопка SCE.

При добавлении сцены (ADD NEW) можно выбрать один из четырёх вариантов:

- Empty - создаёт новую пустую сцену.
- Link Objects - создаёт новую сцену с текущими объектами. Их изменения в одной сцене приводят к изменению во всех других сценах.
- Link ObData - создаёт новую сцену на основе текущей (сетки, материалы и т.д.) В новой сцене вы можете менять их позицию, но изменения сетки, материалов повлияют на объекты в других сценах.
- Full Copy - создаёт полностью независимую копию текущей сцены со всеми находящимися в ней объектами.

Для удаления текущей сцены нажмите на крестик справа от её имени и подтвердите удаление.

Конфигурация. Настройки пользователя.

Окно настроек позволяет изменять параметры блендера. По умолчанию окно находится в верху экрана. Встаньте мышкой на границу окна, зажмите ЛКМ и стащите вниз. Здесь настраивается блендер в зависимости от ваших желаний или мощности компьютера. Настройки остаются ТОЛЬКО НА ВАШЕМ компьютере, они не сохраняются в.blend файлах.

- View & Control - параметры просмотра 3d вида и управления (клавиатура, мышь).
- Edit Methods - параметры редактирования объектов.
- Language & Font - выбор языка и шрифта для интерфейса.
- Themes - изменение расцветки интерфейса.
- Auto Save - автосохранение файла на случай сбоя программы.
- System & OpenGL - настройки графической системы.
- File Paths - пути файлов для текстур, скриптов, временных файлов и т.д.

Контексты.

(Этот термин плохо прижился в Русском языке). Окно кнопок содержит 6 основных контекстов (слева). Выбор происходит на щелчке по соответствующей кнопке. Некоторые могут содержать суб-контексты. Их выбирают или щелчком по кнопке или несколькими нажатиями на соответствующую горячую клавишу.

После того как пользователь выберет основной контекст, подконтекст в основном выбирается Blender"ом автоматически, в зависимости от активного объекта. Например, когда выбран контекст "Shading", и Лампа в этот момент выделена, тогда подконтекст покажет кнопки управления освещением, если выбран Меш или другой визуализируемый объект, тогда подконтекстом будут кнопки материалов, и если выбрать камеру, то подконтекстом будут кнопки World (Мир, управление фоном).

Меню.

В блендере существует множество разных меню. Они могут быть доступны из заголовков окон или вызваны комбинациями клавиш. Вы можете вызвать панель инструментов (Toolbox) в 3d виде зажав на секунду ПКМ или ЛКМ, или нажать пробел.

Некоторые меню доступны только при определенной ситуации. Например Булевы операции (Boolean Tools) появляются только в объектном режиме (кнопка W). В режиме редактирования W вызывает другое меню со специальными командами.

Панели, вкладки.

Панели (вкладки) используются в окне кнопок. Все кнопки сгруппированы по определенным признакам. Вкладки можно свободно перемещать в окне, перетаскивая их левой кнопкой за заголовок. Их можно выровнять ПКМ и выбрать вид выравнивания - по горизонтали, по вертикали (если окно кнопок расположено верикально) или разместитьпроизвольно. Зажав СКМ можно перемещать все вкладки одновременно. Увеличивать и уменьшать вкладки можно при помощи Ctrl+СКМ+перемещение или Ctrl+колёсико. Отдельную панельку можно свернуть щелкнув на треугольнике в заголовке.

Иногда несколько панелей сложены в одну панель с несколькими вкладками. Щелкая на разных закладках будут отображаться разные панели. Их можно вытянуть из общей кучи в отдельные вкладки, зажав ЛКМ на заголовке. Подобным образом отдельные вкладки можно сложить в одну.

Кнопки и управление.

Больше всего кнопок содержится в окне кнопок, но они используются и в других окнах:
- Кнопки действия - выполняют какую либо операцию при однокрантом нажатии. Они закрашены светло-коричневым цветом.

- Кнопки переключатели - имеют разный размер и цвет. Зеленые, фиолетовые и серый цвета имеют то же самое значение, они только помогают глазу принять содержание более удобного интерфейса. Щелчек на них не приводит ни к каким действиям, а просто переключает состояние на "включено" или "выключено". Некоторые кнопки имеют еще и третье состояние, которое отличается подсветкой желтым цветом текста на кнопке. Обычно третье состояние означает негатив, инверсия, переворот.

- Радио кнопки - это взаимо исключающие кнопки переключатели. Включенной может быть только 1 кнопка.

- Цифровые кнопки - определяются по надписи, двоеточию и числом.

- Цифровые кнопки имеют несколько способов управления: Чтобы увеличить значение, щелкните ЛКМ по правому краю кнопки (там где стрелка), чтобы уменьшить - по левому краю. Чтобы изменять значение в более широком диапазоне, зажмите ЛКМ и перетащите мышь влево или вправо. Если вы, во время этого действия, держите Ctrl, значение будет меняться дискретно; удерживание Shift, производит более тонкую настройку; Ctrl+Shift дискретная тонкая настройка. Вы можете ввести значение с клавиатуры, щелкнув в середине кнопки. Вместо точных значений можно вводить простые математические действия (2*3). Esc - возвращает предыдущее значение. Некоторые цифровые кнопки имеют слайдер. Его можно перетаскивать или щелкать справа\слева от него (не забываем про Ctrl, Shift, Ctrl+Shift).

- Кнопки меню - используя их можно создавать раскрывающиеся списки (блоки данных, DataBlocks). Используются в структурировании объектов, материалов, текстур и т.д. Посмотрим на такой блок кнопок:

1 открывает раскрывающийся список и позволяет выбрать любой элемент от туда.
2 отображает тип и имя блока. При нажатии ЛКМ можно переименовать объект.
3 X закрывает текущий блок.
4 "авто" помогает автоматически давать имена (например для цвета материала).
5 F (file) сохраняет неиспользуемый блок в файл. (Обычно не используемые данные при сохранении удаляются).

- Неиспользуемые данные не исчезнут пока вы не закроете блендер. Это отличный способ для контроля отмены. Неиспользуемые материалы обозначаются символом O. Если вы удалите объект, на котором был материал, то материал не исчезнет! Вы можете позже назначить его для другого объекта, или нажать на кнопку F и сохранить материал в файле.

- Выбор цвета - всплывающая панель, позволяет выбрать произвольный цвет из всей цветовой гаммы. Или щелчком на цветовом поле, или движками, или ввести в шестнадцатиричном виде, или взять "пипеткой" с любой части на экране блендера.

- Выпадающие кнопки - иногда при нажатии на одну кнопку появляются другие. Например в материалах в панели Ramps есть кнопка Colorband. Она откроет дополнительные кнопки для настройки цвета.

Заключение.

Вы познакомились с интерфейсом блендера, с кнопочками, окнами, движками... Это отличный фундамент для дальнейшего обучения. Теперь можете почитать "навигация в 3d пространстве", чтобы быстро перемещаться от объекта к объекту, крутить камеру... Учитесь использовать Blender максимально эффективно!

Blender - это очень популярная свободная программа для 3d моделирования и проектирования различных трехмерных объектов. Программа используется многими дизайнерами и в том числе для создания известных и популярных проектов. Blender применялся при съемке некоторых фильмов и мультфильмов, а также разработки игр.

В этой инструкции мы рассмотрим основы использования Blender для начинающих, тех, кто еще никогда не пользовался этой программой. Мы разберем навигацию по программе и основные ее возможности чтобы вы могли свободно ориентироваться в ее интерфейсе и не испытывали трудностей.

Это кроссплатформенная программа, которая может быть установлена на WIndows, Linux или MacOS. Установочный файл для Windows и MacOS вы можете загрузить на официальном сайте . Что касается Linux, то в большинстве дистрибутивов можно получить программу из официальных репозиториев. Например, в Ubuntu для этого достаточно выполнить команду:

sudo apt install blender

Затем вы можете запустить программу из главного меню.

Как пользоваться Blender для начинающих

1. Главное окно программы

Главное окно можно поделить на несколько условных областей, которыми вам предстоит пользоваться. Вот они:

  • Основное меню программы;
  • Меню переключения вида;
  • Левая панель навигации;
  • Панель инструментов справа;
  • Основная рабочая область;
  • Строка времени внизу.

Все эти области были подчеркнуты на снимке экрана. По умолчанию в рабочей области отображается 3D фигура - куб. Дальше мы рассмотрим основные действия, которые можно с ней сделать.

2. Основы навигации

Программой очень просто управлять, вот основные приемы навигации:

  • Чтобы изменить угол обзора зажмите среднюю кнопку мыши и перемещайте ее;
  • Чтобы перемещаться вверх-вниз или назад-вперед зажмите кнопку Shift и среднюю кнопку мыши, затем двигайте ее;
  • Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки;
  • Чтобы выбрать объект щелкните по нему правой кнопкой или щелкните правой кнопкой вне объекта, чтобы отменить выбор;
  • Для выбора нескольких объектов удерживайте кнопку Shift во время выбора;
  • Чтобы выбрать все объекты нажмите A, и еще раз чтобы отменить выбор, выбранные объекты будут выделены желтым.


3. Режимы работы

Программа для 3D моделирования Blender может работать в нескольких режимах:

  • Режим объекта (Object mode) - позволяет выбирать объекты, перемещать их, поворачивать, и двигать как вам нужно;
  • Режим редактирования (Edit mode) - позволяет изменить вершины объекта, его линии и плоскости, вы можете изменять сетку в этом режиме.
  • Скульптурный режим (Sculpt mode) - режим редактирования 3D сетки;
  • Режим рисования (Vertex Paint mode) - позволяет изменить цвета фигур;
  • Режим рисования текстур (Texture Paint mode) - позволяет раскрашивать текстуры;
  • Режим толщины (Weight Paint mode) - позволяет изменить толщину поверхностей;
  • Сеточный режим (Particle mode) - удобен для работы с системами частиц.

Для переключения между этими режимами можно использовать кнопку Tab или меню:

В этой статье мы будем использовать только первых два режима, они основные.

4. Изменение объектов

3D моделирование Blender начинается с изменения объектов. Обратите внимание на стрелки, которые появляются около объекта, когда вы его выбираете. Это направляющие стрелки, и они указывают на грани системы координат. Красная стрелка соответствует оси X, зеленая - ось Y, а синяя - ось Z. Эти стрелки позволяют более точно перемещать объекты.

Переместить объект можно несколькими способами:

  • Просто перетащите его правой кнопкой мыши;
  • Нажмите G и перетащите объект в нужное место;
  • Нажмите на одной из стрелок и перемещайте объект вдоль нее.


Поворачивать объекты тоже очень просто. Все что нужно сделать - это выбрать объект и нажать кнопку R. Если вы хотите повернуть объект вокруг определенной оси, нажмите R, а затем одну из клавиш X, Y, Z. Они соответствуют осям координат.

Для масштабирования используйте кнопку S. Опять же, для масштабирования по одной из осей нажмите X, Y или Z.

5. Создание объектов

Работа в Blender предполагает не создание нескольких объектов в основной области. Сначала обратите внимание где находится 3D курсор. Именно в этом месте будет вставлен объект. По умолчанию он расположен в начале координат, но вы можете его переместить в любой место просто кликнув левой кнопкой.

Затем откройте меню "Add" в нижней части экрана и выберите нужный тип объектов, например, фигуры (Mesh), а затем саму фигуру. После ее добавления она появится около курсора. Так вы можете добавить любой объект.

6. Редактирование объектов

В режиме редактирования вы можете изменять размеры и характеристики объектов. Можно выбирать отдельные части объектов: вершины, линии и плоскости. Что нужно выбрать можно указать на панели:

Дальше работа похожа на перетаскивание объектов. Выберите нужную часть правой кнопкой и тащите куда нужно. Также в режиме редактирования вы можете выделить несколько вершин и объединить их вместе. Для этого выберите нужные вершины с помощью "Shift" затем нажмите "W" и выберите пункт меню "Merge".


Также в режиме редактирования вы можете вытягивать части объекта. Для этого выберите грань, вершину или плоскость, а затем нажмите "E" и перетащите ее в нужное место.

Вы можете вырезать часто объекта чтобы перетащить ее в другое место или развернуть. Для этого нажмите Ctrl+R и выберите нужную часть просто двигая мышь, затем эта часть будет отмечена и вы сможете сделать с ней все что нужно.



7. Модификаторы

Модификаторы позволяют изменять характеристики вашей фигуры по определенным алгоритмах. Чтобы использовать модификаторы вернитесь в режим объекта, затем на правой панели выберите иконку со значком ключа:


Дальше нажмите "Add Modifier" и выберите нужный модификатор. Вы можете поэкспериментировать с ними. Чаще всего вам придется использовать "subdivision surface". Он позволяет сгладить углы поверхности. Все параметры модификатора будут находиться на правой панели. С помощью пункта "View" вы можете настроить силу скругления:


Если у вас есть диск, прилагаемый к этой книге, то вы сможете найти на нём различные версии Blender для различных операционных систем. Посмотрите в папке "blender".

Если у вас нет диска, вы можете загрузить blender абсолютно свободно, с официального сайта , из раздела Download :

Официально поддерживаемые платформы:

  • Windows (98/2000/XP/Vista)
  • Macintosh OS X (PowerPC и Intel)
  • Linux (Intel и PPC)
  • Solaris
  • FreeBSD

Как установить Blender

Хорошая новость! Blender является практически "приложением в себе". Он не добавляет файлов по всей системе и не изменяет настроек ОС.

Найдите ниже вашу операционную систему:

Windows

Установщик называется "blender-2.43-windows.exe". Двойное нажатие по нему запустит мастер установки, который скопирует Blender на ваш жёсткий диск и зарегистрирует тип файлов.blend в системе. И если вы захотите, он создаст раздел "Blender" в меню Пуск и добавит иконку программы на рабочий стол. Для беспроблемной установки просто согласитесь с параметрами установщика по умолчанию.

Для запуска Blender по завершению установки щёлкните дважды по ярлыку на рабочем столе либо найдите пункт "Blender" в папке "Blender Foundation" в вашем меню Пуск.

Macintosh OS X

В зависимости от возраста, ваш Mac работает на PowerPC процессоре (G5, G4), либо на Intel (Mac Pro, новые iMac, MacBook Pro и т.д.). В соответствии с этим найдите подходящую для в вашем случае директорию.

  • MacPPC: файл называется "blender-2.43-OSX-10.3-py2.3-powerpc.zip". Эта версия Blender работает в OS X версии 10.3 и старше.
  • MacIntel: файл называется "blender-2.43-OSX-10.4-py2.3-i386-bz.dmg". Эта версия Blender работает с OS X версии 10.4 и старше.

После копирования нужного файла и распаковки вы получите папку со всем необходимым для работы программы. Вы можете перенести её в вашу директорию приложений (Application Folder). Для запуска достаточно дважды щёлкнуть по иконке Blender внутри папки. Больше никаких процедур для установки не требуется.

Linux

Версия Blender для Linux представлена в двух вариантах: один для Intel компьютеров, другой для PowerPC. Вы найдете нужный вам файл архива в соответствующей директории.

  • LinuxIntel: файл архива называется "blender-2.43-linux-glibc232-py24-i386.tar.bz2"
  • LinuxPPC: файл архиа называется "blender-2.43-linux-glibc2.3.2-powerpc.tar.bz2"

Лучшие статьи по теме